Мертвые насекомые не спасут египтян

27 марта 2017, 00:00

Государственная египетская компания GASC, контролирующая закупки зерна в стране, решила использовать в своих интересах зерновой конфликт между Россией и Турцией. Напомним, на днях турки вывели российское зерно из списка продукции, не облагаемой пошлиной при ввозе в страну, в отместку за то, что Россия не отменяет введенные ею фитосанитарные санкции на турецкие помидоры и огурцы. В результате российское зерно на турецком рынке оказалось неконкурентоспособным по цене и для российского зерна турецкий экспортный рынок фактически закрылся.

На Египет и Турцию приходится почти треть экспортных поставок 08-01.jpg
На Египет и Турцию приходится почти треть экспортных поставок

Никогда не страдавшие от избытка хитрости египтяне решили нажиться на трудностях коллег. Так, GASC задним числом известила одного из российских экспортеров, что в отправленной им в феврале партии пшеницы найдены «мертвые неидентифицируемые насекомые», поэтому стоимость этой пшеницы будет снижена на два доллара за тонну. По информации из российской Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, доказательств наличия насекомых компания не представила, а экспортер получит ущерб в 126 тыс. долларов.

Далее GASC существенно ужесточила проверки качества всего зерна, прибывающего в страну из России, вплоть до распоряжений о фумигации и просеивании. Это привело к существенному увеличению издержек экспортеров. В результате по итогам проверки на нескольких российских судах также якобы были выявлены существенные нарушения в качестве зерна. И пока непонятно, к каким новым решениям и ужесточениям приведут действия египетских властей.

В условиях большого урожая, низких мировых цен и невысокой динамики экспорта в этом году закрытие не только Турции, но и Египта может оказаться критическим для российских экспортеров и производителей зерна, ведь на эти страны приходится 28% российского экспорта (две трети из которых — на Египет). Вряд ли в условиях избытка предложения зерна на мировом рынке удастся быстро найти замену этим странам. Российский зерновой рынок может погрузиться в стагнацию.

Но и египтяне едва ли выйдут победителями в этой борьбе. Если GASC и дальше будет требовать снижения цены (а в марте—апреле GASC должна выкупить более 1,5 млн тонн российской пшеницы), то на следующих тендерах египтяне уже не получат дешевого российского предложения: экспортеры увеличат цену, чтобы застраховаться от изменения условий задним числом. Или вовсе перестанут участвовать в египетских тендерах, как это уже было однажды, когда Египет ввел требование о нулевом содержании спорыньи в российской пшенице, выполнить которое практически невозможно.