Только с января по сентябрь 2016 года объем инвестиций в экономику региона составил порядка 41,5 млрд рублей, что на 50% выше аналогичного показателя 2015 года. Общая сумма по итогам 2016-го еще уточняется, но уже можно утверждать, что она превысит 60 млрд рублей. В 2016 году завершено внедрение инвестиционного стандарта, благодаря которому удалось оценить реальную ситуацию в инвестиционном законодательстве Архангельской области, разработать новые механизмы привлечения инвестиций и способы взаимодействия власти и бизнеса. Определены инвестиционные приоритеты, предложены механизмы реализации инвестиционной политики Архангельской области.
— Как организовано привлечение инвестиций в Архангельскую области? Какие программы действуют, какие инструменты применяются?
— Набор инструментов и механизмов достаточно обширен, он утвержден Регламентом сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых либо планируемых к реализации на территории Архангельской области. Это, например, режим «одного окна» для инвестора, обеспечиваемый специализированной организацией по привлечению инвестиций — АО «Корпорация развития Архангельской области». Если говорить о различных мерах государственной поддержки, то это предоставление земельных участков на особых условиях, налоговые льготы, поддержка проектов государственно-частного партнерства.
В регионе сформировано областное инвестиционное законодательство, которое призвано защищать интересы участников инвестиционной деятельности. Активно применяется ряд законов, предоставляющих определенные налоговые преференции, продолжается совершенствование нормативной базы.
Так, недавние изменения в Налоговый кодекс дают регионам право предоставлять организациям льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, сроком до десяти лет при осуществлении ими инвестиционных проектов, получивших статус регионального инвестиционного проекта. Для применения этой нормы необходимо разработать и внести соответствующие изменения в региональное законодательство. Эту работу планируется завершить в первом полугодии 2017 года.
Еще один механизм — реестр приоритетных для региона инвестиционных проектов (за исключением проектов ГЧП). В этом реестре на сегодня содержится 11 крупных инвестпроектов, и их перечень постоянно пополняется. Так, совсем недавно в него включены проект строительства выставочного центра «Норд-Экспо» (сумма инвестиций составит порядка 300 миллионов рублей), проект строительства и приобретения рыболовных судов (общая сумма инвестиций — 16 миллиардов рублей).
— В какие отрасли в основном идут инвестиции?
— Существенный вклад в общий объем вносят инвестиции предприятий, работающих в регионе. Прежде всего это предприятия обрабатывающих отраслей, где сформированы и продолжают работу судостроительный и лесопромышленный кластеры. Для развития судостроительного кластера на базе профильных организаций среднего профессионального образования в 2016 году создан образовательный центр, задача которого — ликвидация кадрового дефицита рабочих специальностей на судостроительных предприятиях региона. Речь идет как о подготовке новых специалистов, так и о профессиональном совершенствовании уже работающих кадров. Большое внимание уделяется усилению кооперационных связей якорных участников кластера с субъектами малого и среднего предпринимательства. Так, в сентябре 2016 года был проведен День подрядчика. Основная цель такого формата — увеличение объемов заказов, которые получает малый бизнес в рамках реализации проектов якорных участников кластера. Ну и дополнительный эффект — формирование понимания потенциальными поставщиками и подрядчиками требований предприятий, задействованных в исполнении гособоронзаказа.
Лесопромышленный инновационный территориальный кластер Архангельской области «ПоморИнноваЛес» в числе первых вошел в реестр промышленных кластеров Минпромторга России. Учитывая, что Архангельская область формирует треть общероссийских объемов ряда видов продукции лесной отрасли, вхождение «ПоморИнноваЛеса» в федеральный реестр — это шаг на пути получения федеральной субсидии на реализацию совместных проектов кластера. Большей частью это проекты, направленные на внедрение инновационных технологий в сфере лесопереработки и лесовосстановления. Общий объем инвестиций, которые будут привлечены в результате реализации кооперационных проектов лесопромышленного кластера Архангельской области в период до 2020 года, составит более 15 миллиардов рублей. В рамках кластера планируется создание около двух тысяч высокопроизводительных рабочих мест.
На эффективность и необходимость реализации кластерной политики косвенно указывает динамика одного из основных показателей — индекса производства. Так, индекс производства в «кластерных» отраслях показал в 2016 году рост от 1,4 процента в целлюлозно-бумажной промышленности до 2,8 процента в судостроении. В то время как индекс промышленного производства в целом по Архангельской области вырос в прошлом году на 0,2 процента. Отмечу, что по этому показателю мы имеем положительный тренд уже второй год.
— Лесопромышленный комплекс на протяжении многих лет был основным элементом экономики региона. Удается ли отрасли сохранять инвестиционную привлекательность и сегодня?
— Давайте все-таки уточним: основой экономики Архангельской области является диверсифицированный промышленный сектор, доля продукции которого составляет 30 процентов в валовом региональном продукте. Для сравнения: на бюджетный сектор приходится порядка 20 процентов валового регионального продукта, на торговлю — 12 процентов, на транспорт и связь — 16 процентов. Но в принципе вы правы: точками роста для нас по-прежнему остаются традиционные для Архангельской области отрасли: лесопромышленный комплекс и судостроение.
Действительно, лесопромышленный комплекс — это основная отрасль, привлекающая инвестиции. С 2008 года восемь инвестиционных проектов Архангельской области включены Минпромторгом России в перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов. Общий объем инвестиций составляет 41,2 миллиарда рублей.
Четыре проекта завершили периоды инвестирования и вступили в производственную фазу реализации: «Организация лесоперерабатывающего комплекса на базе ООО “Устьянский ЛПК”», фактический объем инвестиций составил 1,5 миллиарда рублей; «Модернизация производственных мощностей по переработке пиловочного сырья на участке Цигломень ЗАО “Лесозавод 25”», фактический объем инвестиций — 2,5 миллиарда рублей; инвестпроект Вельского деревообрабатывающего комбината, фактический объем инвестиций — 1,9 миллиарда рублей и проект ОАО «Группа “Илим”» «Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг», фактический объем инвестиций — 16,5 миллиарда рублей. Еще четыре проекта находятся на инвестиционной стадии реализации.
За весь период в реализацию приоритетных инвестиционных проектов в общей сложности направлено 38,2 миллиарда рублей. В 2016 году объем инвестиций составил 5,9 миллиарда рублей.
— Есть ли примеры удачных инвестпроектов в других отраслях?
— Да, безусловно. Наверное, самый яркий и привлекательный с точки зрения СМИ — проект строительства горно-обогатительного комбината на месторождении алмазов им. В. Гриба, реализацией которого занимается ОАО «Архангельскгеолдобыча». Кстати говоря, совсем недавно на месторождении был добыт один из крупнейших алмазов за всю историю добычи этих драгоценных камней в России. В целом же только за минувший год в бюджет региона алмазодобытчики перечислили более двух миллиардов рублей в качестве налога на добычу полезных ископаемых.
— Это примеры уже состоявшихся проектов. Есть ли у правительства области понимание инвестиционных перспектив региона?
— О масштабном проекте строительства и приобретения рыболовных судов мы уже вспоминали. Помимо этого мы возлагаем надежды на ряд инвестиционных проектов, находящихся на подготовительной стадии.
Например, на проект строительства на Южном острове архипелага Новая Земля горно-обогатительного комбината по добыче и переработке свинцово-цинковых руд Павловского месторождения (проект «Павловское»).
Годовой объем производства концентратов в среднем за период проекта составит: цинковый — 260 тысяч тонн в год, свинцовый с попутным содержанием серебра — 67 тысяч тонн в год. В 2017 году планируется включить этот проект в перечень приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области.
Прорабатывается возможность реализации проекта строительства на территории Архангельской области завода по производству метанола. Сейчас прорабатывается финансовая модель, анализ которой позволит определить критически важные условия успешной реализации проекта. Общая сумма инвестиций по проекту предварительно оценивается в 66 миллиардов рублей.
И конечно, крайне серьезный и важнейший для нас проект — «Белкомур». Это комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития Севера России и Урала, стержнем которого является строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью 1161 километр Соликамск (Пермь) — Сыктывкар — Архангельск. Предполагается строительство новых железнодорожных участков протяженностью 712 километров и реконструкция существующих малодеятельных участков протяженностью 449 километров. Основная цель проекта — обеспечение функционирования эффективного транспортного коридора для освоения Арктики. Проект «Белкомур» включен в Транспортную стратегию на период до 2030 года и в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. В рамках проекта «Белкомур» проведена актуализация финансовой и организационно-правовой модели. Интерес, проявляемый к проекту крупным стратегическим инвестором — корпорацией China Poly Group Corporation, дает уникальный шанс его реализовать.
— За рамками нашего разговора осталась еще одна сфера — социальная. Хотя, наверное, это объективно — ее не принято рассматривать в инвестиционном преломлении…
— Было не принято. И этот стереотип, на мой взгляд, надо менять. Социальная сфера постепенно становится инвестиционно привлекательной. В нашем регионе уже ведется активная работа в рамках социального кластера.
Различные негосударственные медицинские, образовательные, спортивные организации расширяют и спектр, и качество услуг. Перспективы у этого сегмента обширны, поскольку социальный блок у нас традиционно считался прерогативой государства. Развитие законодательства в сфере государственно-частного партнерства дает региону дополнительные возможности по развитию социальной сферы. Я имею в виду создание современных центров по уходу за пожилыми людьми, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, объектов здравоохранения. Правительство Архангельской области провело ряд предварительных переговоров об участии инвесторов в таких проектах. Уверен, в скором времени такие объекты будут созданы.