Жизнь за Полярным кругом всегда ассоциировалась с экстремальными для обычных людей условиями. Это было место для героев, для ярких подвигов. Жить в Арктике было нельзя — только выживать, да и то с трудом. Сделать Арктику «человеческим» местом, где можно будет не только хорошо зарабатывать, но и хорошо жить, — амбициозная задача. Ее поставили перед собой в Норильске. Этот план интересен своей комплексностью: он охватывает все сферы, так или иначе влияющие на повседневную жизнь — экологию, удобство и комфорт городского пространства, культуру труда, экономику, социальные гарантии.
Комфортный город
Еще совсем недавно определение «комфортный город» применительно к Норильску казалось абсурдным. Норильск, в котором проживает 170 тыс. человек, получил в наследство от советской эпохи довольно тяжелую экологическую обстановку. Вопрос, с чего именно начинать превращение Норильска в действительно удобное для людей место обитания, был очевиден: с экологии.
Экологическая программа компании «Норникель», чьи основные производства сосредоточены в Норильске, предусматривает радикальное уменьшение загрязнения окружающей среды. Главная проблема здесь — диоксид серы, который попадает в атмосферу в виде газа. Ключевым проектом в этом смысле стало закрытие в сентябре 2016 года Никелевого завода, введенного в строй еще в 1942 году. В результате выбросы диоксида серы уже сократились в черте города примерно на 30%. На очереди второй этап программы. Компания в ближайшие годы планирует снизить выбросы диоксида серы на других своих производствах в районе Норильска, планируя потратить на экологические цели огромную сумму — около 250 млрд рублей. Борьба с диоксидом серы получила отдельное название — «Серный проект». Он предусматривает утилизацию диоксида серы, что позволит сократить его выбросы в атмосферу на 75%.
«Закрыт самый старый и самый опасный завод, который находился в непосредственной близости от городской застройки Норильска, примерно в двух километрах, — прокомментировал экологическую ситуацию в Норильске для «Эксперта» Роман Пукалов, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации “Зеленый патруль”. — В ноябре прошлого года мы наблюдали демонтаж всех печей, которые производили никель. То есть завод уже не восстановить. И слава богу. Мы проводили замеры во время работы Никелевого завода и через полгода после его полной остановки. Концентрация загрязняющих веществ в черте Норильска снизилась примерно на 30 процентов. Если в абсолютных объемах — то это примерно 20 процентов объема выбросов, которые производит вся огромная Москва. Помогает и то, что Норильск очень ветреный город, мы заставали там скорость ветра и 15, и 30 метров в секунду. Однако отмечу, что наши пробы воздуха мы забирали при скорости три-четыре мера в секунду».
Юлия Верещак, продюсер эковолонтерских проектов в ООО ТРЭК, в марте принимавшая участие в норильском форуме «Город — это мы», рассказала «Эксперту», что другие насущные экологические запросы горожан — это прежде всего необходимость озеленения (имеются в виду зимние сады и передвижные системы на летний период), а также уборка мусора с городских улиц. «На форуме мы аккумулировали порядка 150 предложений в сфере экологии. “Норникель” готов поддерживать эти проекты», — говорит эколог.
В Норильске нужно не только решать экологические проблемы, но и развивать собственно городскую среду, создавать инфраструктуру. Недавно создано Агентство развития Норильска, которое помимо других социально-экономических вопросов как раз этим и займется. «В современных условиях необходим драйвер, который объединит возможности всех заинтересованных сторон», — считает директор Заполярного филиала «Норникеля» Александр Рюмин.
В прошлом году УК «Спутник» и «Левада-центр» провели в городе социологический опрос, пытаясь выяснить, чего не хватает горожанам для более комфортной жизни. Оказалось, что большинство из них проводят время только на работе или дома, так как по большому счету пойти в городе просто некуда, хотя 40% респондентов были бы готовы тратить больше времени на досуг. На стратегической сессии по разработке направлений деятельности Агентства развития Норильска участники констатировали, что на столь крупный город приходится всего лишь одна кофейня (хотя есть несколько ресторанов) и одна парикмахерская премиум-класса. Многие норильчане из-за невозможности потратить деньги в городе откладывают их для поездок по России или за границу. Сейчас со стороны горожан есть три ключевых запроса: возможность отдыха на природе, организация досуга детей и подростков, качество общественных пространств в городе.
«В истории Норильска однажды уже была “социальная революция”, и сегодня надо повторить этот опыт на новом уровне, — поделился своим мнением с “Экспертом” Владислав Толстов, журналист из Норильска, известный знаток города и края. — Это произошло в конце пятидесятых, после того как существовавший в Норильске лагерь был упразднен и заключенные замещались вольнонаемными рабочими. Когда люди приезжали и видели, что жить им придется в бараке, причем без каких-либо способов проводить досуг, они уезжали обратно на материк. В итоге приняли специальное постановление о создании в Норильске культурно-бытовых условий. Так был построен первый в мире бассейн за Полярным кругом, музыкальное училище, спортивные залы, многоквартирные дома. Все это сумели создать всего за семь-восемь лет. Однако с тех пор инфраструктура, конечно же, устарела».
На стратегической сессии были обнародованы перспективные планы, реализацией которых займется Агентство развития Норильска. Прежде всего необходимо строительство моллов с разноплановым сервисом помимо существующего спортивно-развлекательного комплекса «Арена», возможно, и меньшей площади, а также «Норильск-маркета» на месте существующего рынка в Центральном районе. В планах также организация детских и подростковых досуговых и развивающих центров, открытие многозального кинотеатра, сетевых кофеен, салонов красоты и спа-центров, строительство крытых пешеходных улиц и теплых остановочных пунктов с торговыми зонами, развитие гостиничного бизнеса и трансформация учреждений культуры.
Среди других проектов — развитие туризма на плато Путорана (сейчас его посещают 4500 человек в год, но для увеличения турпотока необходимо решить проблемы транспортировки и размещения). «Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что Норильск находится в уникальной природной зоне нашей страны, — говорит “Эксперту” Станислав Стручков, историк, краевед Норильска, автор книг о городе. — Плато Путорана, территория трех заповедников, вторые по значению после Байкала запасы пресной воды, край “тысячи водопадов” и так далее. Все вышеперечисленное абсолютно не тронуто человеком, потому что никакой доступности, кроме вертолетной, не имеет. Если приложить средства и способности, это можно превратить в огромный туристический кластер. Сейчас у нас в туристическом секторе наблюдается оживление, связанное с общим развитием внутреннего туризма. Надо кому-то организовать и возглавить эту тенденцию».
Программа трансформации Норильска в более комфортное место для проживания подразумевает широкое использование уже имеющегося опыта и привлечение внешних интеллектуальных ресурсов. «Есть такая проблема, как отсутствие профессионалов по улучшению городской среды в регионах — дизайнеров, архитекторов и так далее. Это не означает, что надо приглашать каких-то сверхдорогих специалистов. У нас был опыт, когда мы из Строгановского училища присылали преподавателей и студентов на практику в один индустриальный город», — рассказал «Эксперту» заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук МГХПА им. С. Г. Строганова Кирилл Гаврилин, ведущий специалист по преображению моногородов.
В качестве модели трансформации индустриального моногорода в Норильске используют опыт Череповца в Вологодской области, где с 1999 года существует Агентство городского развития. Череповец — редкий пример не умирающего, а растущего моногорода, сейчас его население составляет 300 тыс. человек, однако местные власти планируют увеличить его до 500 тыс. за счет трудовой миграции и создания новых рабочих мест.
Глава «Норникеля» Владимир Потанин, обращаясь к Владимиру Путину во время своего недавнего выступления на съезде РСПП предложил ориентироваться на опыт Череповца для разработки федеральной программы содействия модернизации экономики. «Мы говорим о необходимости модернизации, однако при этом не надо забывать о социальных последствиях, — сказал он. — Высвобождающихся работников должна абсорбировать новая экономика, и людей необходимо к этому готовить. Деятельность Агентства городского развития Череповца позволила создать много рабочих мест в малом и среднем бизнесе, положительно повлияла на структуру налогов в городе. Мы сейчас пользуемся в Норильском промышленном районе той же технологией: с одной стороны, проводим переподготовку работников закрываемых вредных, устаревших производств в нашем корпоративном университете, с другой стороны, в Агентстве развития Норильска пытаемся как-то оживить экономическую среду, чтобы она втягивала этих людей. Думаю, можно было бы сделать федеральную программу, которая стимулировала бы создание рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса именно для высвобождаемых в результате модернизации работников».
В итоге социальная активность жителей уже начала меняться в нужном направлении. «Если в предыдущие свои приезды в Норильск я слышал в основном о намерении норильчан уехать отсюда, сейчас фокус переместился на то, чтобы развивать свой город», — сказал «Эксперту» Сергей Кузнецов, руководитель федерального проекта «Добрые соседи», координатор Международного дня соседей, создатель общероссийской Ассоциации территориально-общественных самоуправлений.
Социальный комфорт
Без «социального комфорта», чувства социальной защищенности вряд ли возможна комфортная жизнь вообще — а особенно за Полярным кругом. Проект закрытия устаревшего Никелевого завода, описанный выше, стал, конечно же, безусловным благом для жителей Норильска. Однако у этого шага была и обратная сторона: что делать с несколькими тысячами занятых на этом производстве работников? «Норникелю» удалось сохранить абсолютное большинство персонала, предложив различные программы переобучения и рабочие места на других предприятиях группы. Связанные с социальными вопросами расходы составили 4,4 млрд рублей. Один лишь бюджет затрат на переобучение работников Никелевого завода превысил 120 млн рублей. Однако затраты удалось компенсировать за счет соглашения с правительством о досрочном обнулении экспортных пошлин на продукцию «Норникеля».
Глава компании Владимир Потанин, выступая в марте на съезде РСПП, рассказал о проекте закрытия Никелевого завода как о возможном «точечном» способе проведения модернизации и повышения производительности труда в России. «Тезис о том, что производительность труда является тем рычагом, ухватившись за который можно придать существенный импульс нашей экономике и обеспечить рост ВВП, представляется достаточно очевидным, — сказал он. — Производительность труда прежде всего связана с инвестициями — в основной капитал, в обновление производства. В условиях, когда ставки высоки и кредитование недешево, необходимо, на мой взгляд, осуществлять точечную поддержку полезных с точки зрения повышения общей производительности труда проектов. Сюда можно отнести и региональные льготы по инвестпроектам, и инвестконтракты, а также некоторые индивидуальные решения как было в случае, когда мы закрывали Никелевый завод. “Норникелю” надо было произвести определенные социальные инвестиции, и государство пошло нам навстречу, разрешив досрочно снизить платежи по пошлинам». Ради повышения производительности компания стремится также создать для своих работников максимально комфортные социальные условия, уровень которых существенно выше требуемого законодательно уровня — начиная с достойной заработной платы, которая составляет в среднем 85 тыс. рублей.
На российских предприятиях «Норникеля» занято сегодня около 82 тыс. человек. Более 70% от общей численности персонала в России работает на территории Норильского промышленного района. В 2015 году общие затраты на социальные программы для работников составили 8,6 млрд рублей. Главные статьи расходов — санаторно-курортное лечение работников и членов их семей (1,6 млрд), оплата проезда и провоза багажа работникам и членам их семей к месту отдыха и обратно (3 млрд), пенсионные программы (910 млн), жилищные программы (1,7 млрд), проекты социальной направленности (510 млн рублей).
Среди наиболее интересных социальных программ — программа «Содействие вновь принятым работникам в обустройстве на новом месте жительства на территории Норильского промышленного района и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района». В рамках программы для приглашенных специалистов из других регионов РФ и сопредельных государств, имеющих дефицитные для местного рынка труда профессии и специальности, «Норникель» создает бытовые условия проживания и компенсирует расходы, связанные с переездом и обустройством. В 2015 году ее участниками стали 1954 человека, на реализацию было затрачено 200,4 млн рублей.
«Наш дом» и «Мой дом» — еще две масштабные программы для привлечения высококвалифицированных работников на предприятия, расположенные на территориях Крайнего Севера. Суть ее в том, что компания приобретает в благоприятных для проживания регионах России готовые к проживанию квартиры и предоставляет их участникам программ на условиях софинансирования: до половины стоимости квартиры оплачивает «Норникель», остальную часть — работник в течение определенного срока работы на предприятии (от пяти до десяти лет). Квартиры приобретаются в Московской, Тверской областях и Краснодарском крае. Всего с начала реализации программ приобретено 2849 квартир (передана в пользование участникам программы 2501 квартира), в том числе 549 — в 2015 году. Объем финансирования составил 11,5 млрд рублей, в 2015 году — 1,7 млрд.
Стоит упомянуть и о пенсионной программе: на конец 2015 года ее участниками являлись свыше 19 тыс. работников. Корпоративной программой предусмотрено два пенсионных плана, «Паритетный» и «Корпоративный». «Паритетный» — базовый план, согласно которому финансирование пенсионных накоплений осуществляется работником и компанией на паритетных началах. «Корпоративный» ориентирован на работников высококвалифицированных специальностей. «Норникель» за счет собственных средств организует им негосударственное пенсионное обеспечение. На конец 2015 года пенсии получали уже более 5000 работников компании, общие затраты по пенсионной программе составили в 2015 году 643,3 млн рублей. Для бывших работников действуют такжу программы «Фонд материальной помощи пенсионерам» и «Ветераны компании». Право на получение материальной помощи из фонда распространяется на пенсионеров, имеющих стаж работы в подразделениях «Норникеля» 25 лет и более и постоянно проживающих за пределами Норильского промышленного района. А программа «Ветераны компании» ориентирована на поддержку неработающих пенсионеров, постоянно проживающих на территории Норильска. В 2015 году сумма материальной помощи и дополнительных выплат пенсионерам, бывшим работникам и членам их семей составила 223,35 млн рублей, количество участников этих программ — более 24 тыс. человек.
Комфорт на работе
Эффективная и комфортная работа невозможна без современного и безопасного рабочего места. Безопасность труда на предприятиях «Норникеля» — вопрос для руководства компании не только моральный, но и во многом коммерческий: по правилам международной отчетности статистика несчастных случаев прописывается в финансовом отчете и влияет на оценку актива инвесторами.
В соответствии со Стратегией в области промышленной безопасности и охраны труда, утвержденной советом директоров в 2014 году, компания стремится свести к нулю случаи промышленного травматизма. Эффективность новой стратегии стала очевидна сразу. Уже в 2014 году достигнуто значительное снижение травматизма (почти наполовину) — главным образом за счет системного предотвращения травмирования работников со стажем до трех лет (в 2013 году — 44% из общего количества травм, в 2014-м показатель снижен до 30%) и начала работы по ключевым корпоративным стандартам.
Сейчас наблюдается укрепление тенденции к снижению производственного травматизма. Коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности (LTIFR) в 2016 году уменьшился по сравнению с предыдущим годом почти наполовину (–47%). Его значение — 0,33 — на уровне среднего показателя по мировой металлургической отрасли. Число травм с временной потерей трудоспособности сократилось с 74 до 40. За прошедший год 89 работников были уволены из-за несоблюдения норм и правил безопасности. Кроме того, зафиксировано и проанализировано 139 случаев, когда работники предприятия отказывались выполнить ту или иную работу по соображениям безопасности. Постоянно повышаются корпоративные затраты на охрану труда — с 6,4 млрд рублей в 2012 году до 10,5 млрд в 2015-м (затраты на одного сотрудника — с 77 тыс. до 134 тыс. рублей соответственно).
На предприятиях разработаны регламенты и технологические инструкции по всем технологическим процессам, а также инструкции по охране труда по профессиям и видам работ. В 2015 году в «Норникеле» был введен корпоративный стандарт «Расследование происшествий» и ужесточено взыскание за несообщение о микротравмах и несчастных случаях.
Системная благотворительность
Отдельным пунктом в социальной политике «Норникеля» значится реализуемая уже несколько лет масштабная социальная благотворительная программа «Мир новых возможностей». Ее цель — поддержка широкого спектра региональных общественных инициатив, от культурных проектов до проектов малого и среднего бизнеса. Это социальное инвестирование, на которое «Норникель» делает основную ставку, чтобы создать условия для долгосрочного развития в регионах присутствия. Компания перешла от традиционных точечных пожертвований к системной благотворительности, практике социальных инвестиций с использованием механизма грантового распределения средств и выстраиванию партнерских отношений с местными сообществами через реализацию соглашений о сотрудничестве и совместных проектах.
Программа реализуется по трем направлениям: партнерство, инновации, развитие. Работает она следующим образом: потенциальные участники подают заявки на грантовое финансирование. Идеи проектов должны быть направлены на развитие социальных компетенций и волонтерского движения, поддержку научно-технического творчества, сохранение и возрождение культурного наследия, пропаганду здорового образа жизни, формирование экологической культуры, создание новых форм досуга.
Каждый проект проходит трехстороннюю экспертизу: оценку проводят представители бизнеса, власти и некоммерческого сектора федерального и регионального уровня, а также сотрудники «Норникеля». К участию приглашаются представители некоммерческих организаций и объединений, государственных и муниципальных учреждений, а также сотрудники компании «Норникель».
В 2014 году, когда конкурс проводился впервые, поступило 302 заявки, 91 проект получил грантовую поддержку на общую сумму 76,3 млн рублей. В 2015 году из 400 поданных заявок были поддержаны 108, сумма финансирования составила 97,5 млн рублей. В прошлом году на конкурс поступило 385 заявок от некоммерческих организаций и объединений, государственных и муниципальных учреждений. Из них «Норникель» признал победителями конкурса социальных проектов 95 общественно-полезных инициатив, на них будет потрачено 91,7 млн рублей. Среди инициатив проектов-победителей — проведение Фестиваля северной ягоды и открытие Музея бродячих романтиков в Норильске, создание велопарка «Нюдоайвенч», организация творческих ремесленных мастерских для взрослых в поселках Никель и Хатанга. Кроме того, гранты на развитие своих проектов будут выданы организациям, получившим поддержку в прошлом конкурсе: так, участники Школы краеведа продолжат поисково-исследовательскую работу по восстановлению истории Норильского промышленного района, а художники из Норильска и других городов России, используя свой опыт и творческие возможности, смогут проработать идеи развития городского пространства в арт-резиденции PolArt.
«Сегодня многие наши компании, которые должны предоставлять международную отчетность, сообщают о своих социальных программах. К сожалению, далеко не всегда эти программы реальны, часто они существуют только потому, что “так нужно”. Норильску в этом смысле очень повезло с “Норникелем” — компания заинтересована в том, чтобы вкладываться в развитие города, и она активно этим занимается», — сказал в разговоре с «Экспертом» Василий Дубейковский, ведущий российский специалист по ситибрендингу.