Данные Росстата о промышленном производстве в феврале, показавшие значительный спад активности, вызвали критические оценки со стороны главы МЭР и неправительственных экспертов (см. «Промышленность в феврале: придуманный спад» на стр. 4). Оценки Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), произведенные с нивелированием сезонного и календарного факторов, дают позитивную картину: наблюдавшийся на протяжении всего 2016 года рост промышленного производства продолжился и в текущем году. Объем выпуска в феврале по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,4% (после +0,3% в январе) и на 0,7% по отношению к февралю 2016 года.
По видам деятельности ЦМАКП отмечает продолжение наращивания объемов добычи нефти и, особенно выраженно, природного газа; переход к быстрому подъему в химическом производстве (+2,6% к январю, в этой отрасли он опирается на сделанные ранее инвестиции в импортозамещающие производства); продолжение восстановительного роста выпуска транспортных средств в части железнодорожной техники (производство автомобилей не показывает пока уверенного восстановления).
В то же время в феврале зафиксировано некоторое падение выпуска продовольствия (на 0,3% к январю) после бурного роста в конце прошлого года. Производители, вероятно, переоценили масштабы предновогоднего спроса и в начале года корректировали свои производственные программы. Произошло также маятниковое снижение — после наметившегося в предыдущие месяцы роста — объемов производства машин и оборудования. В условиях быстрого укрепления курса рубля расширение инвестиционного спроса сфокусировалось преимущественно на росте закупок импортных машин и оборудования, тогда как производство отечественных машин и оборудования для внутреннего рынка, равно как и строительных материалов, в начале года практически стагнировало. В целом, по оценке ЦМАКП, в начале года продолжилась тенденция восстановления инвестиционной активности: объем предложения товаров инвестиционного назначения в январе—феврале увеличивался в среднем на 0,6% за месяц.
В январе 2017 года продолжился восстановительный рост объемов внешней торговли России. После систематического спада (экспорта — с мая 2014 года, импорта — с февраля 2014-го) в 2016 году произошел перелом в динамике показателей внешней торговли товарами: индексы изменения экспорта и импорта относительно предыдущего месяца перешли в стадию уверенного роста. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, объемы экспорта и импорта не достигли уровней, сложившихся до начала периода систематического спада. В январе 2017 года экспорт сократился на 29,7% (относительно апреля 2014-го), импорт — на 29,6% (относительно января 2014-го).
Сокращение экспорта стало следствием снижения контрактных (экспортных) цен при поставках за рубеж всех рассматриваемых товаров. Сводные индексы физического объема экспорта и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров за рассматриваемый период составили соответственно 1,113 и 0,554. Свыше 80% валового снижения пришлось на сокращение стоимостных объемов экспорта топливно-энергетических товаров: сырой нефти, природного газа, нефтепродуктов.
Главная причина уменьшения экспорта — снижение цен на мировом энергетическом рынке, в первую очередь на сырую нефть: в январе 2017 года по сравнению с апрелем 2014-го нефть марки Urals на мировом рынке подешевела на 50,1%, до 53,2 доллара за баррель против 106,6 доллара.
Норма общей безработицы в феврале с поправкой на сезонность снизилась на 0,1 процентного пункта, до 5,4% рабочей силы. Безработными по критериям Международной организации труда в прошлом месяце числились 4,2 млн человек (не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).