Банки без людей

Евгений Гайва
10 апреля 2017, 00:00

Финтех не победит банки, но, вполне вероятно, заставит их поступиться весомой долей комиссий. Впрочем, банки могут этого и не заметить: их издержки финтех тоже способен сильно сократить

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Если вы работаете в банке, ваши дни как работника сочтены: подыскивайте себе другую профессию. Через десять лет — а яростные поклонники финтеха считают, что через пять, — операционисты и другие сотрудники банков станут попросту не нужны.

Настоящая цифровая эра еще впереди, и наступит она, полагают эксперты, прежде всего в финансовом секторе, где укрепляются финтех-компании (financial technology, fintech). Получать кредиты, переводить деньги, инвестировать мы сможем одним касанием монитора смартфона или голосовым управлением. И что же, нам придется помнить пароли от сотен приложений, опасаться мошенников и каждый раз нервничать из-за зависшего телефона? Скоро мы все узнаем истинное лицо финтеха.

Симбиоз вместо соперничества

Инновации в финансах касаются самых разных направлений. Например, в секторе платежей и переводов уже хорошо известны мобильные кошельки, терминалы, цифровые деньги, онлайн-эквайринг (проведение платежей по пластиковым картам через интернет). Известны также онлайн и мобильное управление оборотным капиталом, P2P-платформы, то есть межпользовательские займы. Используются современные технологии в страховом секторе, большое значение приобретают межсекторальные разработки, например порталы-агрегаторы услуг и предложений, включая маркетплейсы. Именно последние, кстати, должны изменить наше взаимодействие с финансовой сферой практически полностью.

Хотя IT-решения в банковской сфере известны не один десяток лет, активное внедрение информационных технологий в сфере финансов началось лишь в последнее десятилетие. Одно время компаниям, построенным на новых технологиях, пророчили скорое вытеснение традиционных банков. Однако вышло по-другому. «Сначала говорили, что новые технологии подорвут традиционные банки. Затем пришло понимание, что, если финтех-стартапы хотят выжить, им нужно кооперироваться с банками», — рассказал «Эксперту» Антон Арнаутов, генеральный директор «Финтех Лаб», компании — акселератора стартапов («Финтех Лаб» реализует проект, который помогает банкам провести отбор финтех-стартапов по интересующим их темам и подготовить самые интересные из них для внедрения. В проекте участвуют четыре банка-партнера: ВТБ24, «Ак Барс», «Хоум Кредит», «Санкт-Петербург» и платежная система Mastercard). Банки не только никуда не ушли, но даже укрепили свои позиции — просто в цифровую эпоху им стало сложно развиваться самостоятельно. Так наступил современный период коллаборационизма, говорит эксперт.

В числе самых известных российских финтех-компаний — Qiwi, Тинькофф-банк (сегодня он себя позиционирует именно как финтех-компания). Традиционные крупные банки, такие как Сбербанк, Альфа-банк, «Открытие», тоже создали лаборатории по разработке современных IT-инструментов для внедрения в финансовой сфере. Два сектора стремительно сближаются, хотя между ними пока немало различий.

«Суть и смысл нашего бизнеса — уйти от традиционно неповоротливых банковских процедур и процессов. Мы упростили банкинг до трех простых инструментов. Первый —банковская карта, один из основных способов оплаты товаров и услуг. Второй — интернет-банк — вход в личный кабинет онлайн из любой точки мира. Третий — мобильный банк, приложение для платформы iOS и Android», — говорит управляющий директор Touch Bank Андрей Козляр. Touch Bank с самого начала отказался от традиционных отделений, собственных банкоматов и большого штата сотрудников. Клиентам предлагается единый универсальный продукт — банковская карта, для самостоятельного оформления которой нужно просто заполнить анкету на сайте. «Touch Bank и есть финтех — мы полноценный digital-банк нового поколения», — подчеркивает Андрей Козляр.

Вместе с тем Touch Bank как проект ОТП-банка работает по лицензии последнего — как современная надстройка над традиционными формами банковского обслуживания. Так же развивается Тинькофф-банк, расширяя функционал финтех-сектора на основе традиционных банковских продуктов и имея традиционную банковскую лицензию. «Уже более двух лет мы развиваем универсальный финансовый супермаркет, где будут представлены все виды финансовых услуг. Платформа Tinkoff.ru станет единой точкой входа для поиска, выбора и покупки любой финансовой услуги. Уже сегодня на Tinkoff.ru доступны не только дебетовые и кредитные карты, накопительные счета и мультивалютные вклады, но и ипотечный, и инвестиционный сервис, сервис для обслуживания малого и среднего бизнеса. Каждый из этих продуктов обладает простым и понятным интерфейсом, прозрачными условиями обслуживания», — говорят в Тинькофф-банке.

Некоторые эксперты связывают доступность финтех-услуг с отсутствием регулятивного воздействия со стороны государства и, соответственно, с более низкими издержками. «На самом деле комиссии и ставки везде сравнительно одинаковые, в первую очередь речь идет об отсутствии накладных расходов, что позволяет предлагать чуть большую доходность», — поясняет директор по инновациям банка «Открытие» Алексей Благирев.

При этом законодательство ограничивает возможности использования финтеха для денежных трансакций. Поэтому в полной мере перевести все свои услуги на финтех банки пока не могут. «Первое ограничение — проведение личной идентификации в соответствии со 115-ФЗ. Оно будет снято с принятием поправок, это устранит барьеры для предоставления финансовых услуг через цифровые каналы, отменит необходимость личной явки — подтверждать свою личность клиент сможет, просто отправив свое фото (селфи) в банк. Второй аспект — карта и электронный кошелек. Существующая система лимитов не позволяет в полной мере использовать эти инструменты для любых финансовых трансакций», — говорит Алексей Благирев..

Проще купить, чем переделать

Вообще, сегодня расширение финтех-сектора идет довольно быстрыми темпами в традиционных банках, говорит Андрей Козляр: «Посмотрите, как традиционные банки пытаются запрыгнуть в последний вагон, все бросились обновлять или создавать собственные мобильные приложения, подключать Apple и Samsung Pay, экспериментируют с бесконтактными технологиями, говорят о big data и о персональных предложениях клиентам». Среди банков развернулась «гонка вооружений», поскольку им нужно конкурировать между собой за максимально гладкий клиентский сервис, соглашаются в «Финтех Лаб».

Позиции банков все еще устойчивы: повышенный контроль со стороны государства ведет к тому, что значительная часть клиентов испытывает большее доверие к банкам. Кроме того, традиционные кредитно-финансовые институты по сравнению с финтех-компаниями обладают существенно большими ресурсами. Впрочем, именно это свойство сыграло с ними злую шутку. «Беда многих западных банков в том, что они создали свои IT-системы еще лет пятьдесят назад. Российские банки сделали то же, но чуть позже, в эпоху расцвета начала 2000-х. С тех пор технологии ушли далеко вперед, и сегодня 18–19–летним IT-специалистам гораздо проще разработать новое решение, чем ставить заплатки на морально устаревшие системы. Но банки консервативны. Они не всегда готовы сразу отказаться от старой системы и полностью внедрить новую», — говорит Антон Арнаутов из «Финтех Лаб». Необходимость обслуживать громоздкие устаревшие системы может привести к тому, что издержки у банков, банков будут больше, чем у финтех-стартапов, поясняет эксперт.

Поэтому в некоторых случаях банкам проще приобрести готовую работающую систему. Например, банк «Открытие» приобрел в прошлом году финтех-компанию «Рокетбанк». От такого шага выиграли обе стороны. Рокетбанку требовалось справиться с ситуацией после отзыва лицензии у банка «Интеркоммерц», который изначально поддержал финтех-стартап. А банк «Открытие» был заинтересован в развитии современного финтех-проекта. В итоге Рокетбанк стал самостоятельным подразделением традиционного банка. «Открытие» рассчитывает на дальнейшую интеграцию цифровых сервисов, да и финтех-подразделению новый партнер позволил серьезно вырасти: если на момент покупки у Рокетбанка было чуть больше 15 тыс. клиентов, то сейчас это число выросло до 100 тыс. активных клиентов. «Главное, что мы хотим получить через два-три года, — платформу с миллионом клиентов», — подчеркивает Алексей Благирев.

Финансовая система и дальше будет идти по пути сокращения издержек, и 2017 год станет периодом развития API, то есть систем прикладного программирования, интеграции различных сервисов в финансовой сфере, говорит Антон Арнаутов. «Я верю, что финтех — это синоним любой платежной или финансовой операции в будущем, а с учетом растущей потребности в платформенных, экосистемных решениях финансовые технологии будут встроены в нашу жизнь на каждом шагу», — добавляет Андрей Козляр. Например, стремительно станет развиваться мобильный банкинг: мобильное приложение по количеству сессий в месяц в среднем опережает интернет-банк Touch Bank в соотношении 53 против 47% (данные за 2016 год), то есть три из пяти «входов» в банк осуществляются именно с мобильных устройств.

Одна сторона пришествия финтеха в банки — серьезное падение их комиссионного дохода. «Эксперт» уже писал, что непроцентные доходы — то есть доходы, полученные не от выдачи денег в долг, — достигают 30–40% в структуре выручки банков как в России, так и за рубежом. Существенная доля этих доходов — комиссии за обслуживание банковских карт, за эквайринг (обслуживание покупок картами и платежей онлайн), за переводы с карты на карту, СМС-уведомления, снятие наличных и т. д. (см. «Есть чем поделиться», «Эксперт» № 45–46 за 2016 год). При этом комиссии за перевод, скажем, с карты одного банка на карту другого колеблются от 0,5 до 2% суммы перевода. С появлением финтеха банкам придется серьезно, некоторым в несколько раз, опустить комиссии — или лишиться клиентов. Уже недалек тот день, когда появятся агрегированные данные по стоимости обслуживания в банках (сейчас комиссий так много, что обычному человеку крайне трудно в них разобраться), а банковские услуги — это все же не пакет молока, который сегодня можно купить в одном месте, завтра в другом. Вести свои финансовые дела удобнее и дешевле в одном банке. Трудно сказать, насколько финтех снизит банковские комиссии, но брать 2% просто за перевод денег точно не получится.

С другой стороны, после запуска систем удаленной идентификации банки, скажем, смогут серьезно сократить свои сети и уволить массу сотрудников, которым не придется больше разговаривать с каждым клиентом (на сайтах банков с нами уже общаются чат-боты) и сличать его внешность с фото в паспорте. Это может дать огромную экономию, так что и снизить комиссии будет не жалко.