Если бы я жил в 1941 году

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
10 апреля 2017, 00:00

Автор описывает основные события 1941 года, как они происходили в Москве, месяц за месяцем. Однако это не просто факты и выдержки из дневников — все они упорядочены Ворониным таким образом, что мы можем видеть развернутую картину происходившего в Москве в страшном 1941-м. Он обращает внимание на какие-то обыденные вещи, но именно они позволяют нам соотнести себя сегодняшних с теми, кто жил в Москве больше 70 лет назад. Читая книгу, нагруженную множеством цифр и фамилий, которые автор приводит, стараясь быть максимально точным в изложении исторических событий, мы понимаем, что они чувствовали в те дни, видим, как они жили и как принимали те или иные решения.

Все это можно найти и в отдельных мемуарах, но достоинство книги Воронина в том, что он дает панораму событий. Фокусирует внимание на тех вещах, которые наиболее важны, и детально описывает их. При этом остается нашим современником и не забывает перебросить мостик в настоящее время, рассказывая, что сейчас происходит в том или ином связанном с каким-либо историческим событием месте. Он описывает и тот момент, когда немцы максимально близко подошли к Москве и в городе возникла паника, которая длилась от силы два дня, но и этого оказалось достаточно, чтобы вся ситуация резко осложнилась. Сейчас даже трудно себе представить, какие серьезные организационные механизмы были задействованы ради эвакуации десятков тысяч людей и заводов и каких усилий это потребовало.

Читая книгу Воронина, оказываешься внутри исторического процесса и задаешься вопросом: а что в той ситуации можно было бы предпринять, что сработало бы более эффективно? Но не находишь ответа испытываешь вполне закономерное состояние ужаса.

 

Воронин Анатолий. Москва 1941. — М.: Пятый Рим, 2016. — 448 с. Тираж 2500 экз.