Крупнейшая российская премия досталась швейцарцу

10 апреля 2017, 00:00

ПРЕСС-СЛУЖБА КОМИТЕТА ПО ПРИСУЖДЕНИЮ ПРЕМИИ «ГЛОБАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ»
Новый лауреат премии «Глобальная энергия» Михаэль Гретцель получит 39 млн рублей

Назван новый триумфатор «Глобальной энергии». Им стал 72-летний Михаэль Гретцель, швейцарский ученый, известный своими работами в области фотовольтаики. Он весьма именит: обладатель десяти почетных докторских степеней в университетах Дании, Голландии, Китая, Швеции, Сингапура и других стран, лауреат множества престижных научно-технологических наград — Гран-при «Технология тысячелетия», медаль Фарадея британского Королевского общества, премий Гутенберга, Альберта Эйнштейна и других.

В пятнадцатом цикле премии (напомним, впервые она была вручена в 2003 году) на нее номинировали 186 ученых из 31 страны. В финальный этап помимо Гретцеля попало девять человек. Из них трое — наши. Это академик РАН Юрий Оганесян, научный руководитель лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Под его руководством открыты многие новые элементы Периодической системы Менделеева. Он один из самых известных мировой научной общественности российских исследователей, но крупная премия обошла его и в этот раз. Другой претендент — академик РАН Игорь Грехов, руководитель отделения твердотельной электроники Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН (Санкт-Петербург). В 1960-х годах он стоял у истоков создания отрасли силового полупроводникового приборостроения у нас в стране, а открытые им принципы легли в основу силовой электроники, работающей и сейчас по всему миру. Третий представитель России — ведущий специалист по созданию реакторов на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем Виктор Орлов. В топовую десятку, кстати, попал и маргинальный для этого благочестивого списка выдающихся ученых и разработчиков Илон Маск, один из самых раскрученных технологических предпринимателей современности. Международный комитет по присуждению премии уже во второй раз не нашел оснований премировать его. Впрочем, в каком поощрении нуждается бизнесмен, чьи активы оцениваются в 12 млрд долларов?

Среди лидеров были и другие выдающиеся исследователи: американец Дарендра Йоги Госвами, испанец Матео Кортес, британец Генри Снейт и немец Ханс Йоахим Шелльнхубер. Автор этих строк ожидал, что кроме Гретцеля лауреатами назовут еще и Снейта с Госвами: они, как и швейцарец, выдающиеся ученые в области технологий солнечной энергетики. Но победил один Михаэль Гретцель с формулировкой «За выдающиеся заслуги в разработке экономичных и эффективных фотоэлементов, известных как “ячейки Гретцеля”, предназначенных для создания недорогих производительных солнечных электростанций». В 1991 году в журнале Nature была опубликована его прорывная работа о новом типе солнечных ячеек, прославивших имя профессора. Они работают на принципах электрохимического фотосинтеза — отчасти сходного с биохимическим процессом, с помощью которого растения преобразуют энергию света в карбогидраты.

Батареи на основе ячеек Гретцеля с потребительской точки зрения более удобны, чем кремниевые фотоэлементы: их можно делать гибкими, а также выполнять в различных цветовых решениях. Это удобно для использования и выработки электроэнергии, к примеру, в различных конструктивных элементах зданий. Можно создавать структурно прозрачные ячейки, способные производить электроэнергию на различных диапазонах частот светового потока, вплоть до инфракрасного. Это означает, в частности, что такие элементы можно встраивать, например, в оконные стекла, достигая двойного эффекта: охлаждения помещений с попутной электрогенерацией. Но пока по эффективности эти батареи уступают другим технологиям. И хотя несколько компаний уже приступили к массовому производству фотоэлементов на основе ячеек Гретцеля, по большей части это задел на перспективу.

По словам Евгения Терукова, заместителя генерального директора по научной работе НТЦ «Хевел», крупнейшего в России разработчика и производителя солнечных панелей, пока подобные разработки — не для большой энергетики. Этот рынок, оцениваемый в 100 млрд долларов, по-прежнему принадлежит кремнию, а ячейки Гретцеля применяются в батареях небольшой мощности, например для мобильных устройств. Сам же Михаэль Гретцель, говорит Теруков, безусловно, великий ученый, родоначальник нескольких научных направлений, за свои открытия он вполне достоин не только «Глобальной энергии», но и Нобелевки. К слову, команда самого Евгения Терукова тоже числилась среди номинантов премии, попав в топ-20 за разработку отечественной версии гетероструктурной технологии производства модулей, позволяющей получить в промышленном производстве солнечную ячейку с КПД 22,4% — это очень высокий по меркам отрасли показатель.