Принуждение к локализации

17 апреля 2017, 00:00

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Компания Zara, входящая в испанский холдинг Inditex, недавно заключила контракты с российскими компаниями на производство одежды и текстиля для дома, сообщил замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. В этом году Zara планирует продать изделий, произведенных в России, на 1 млн рублей, а в ближайшее время вдвое увеличить их количество. Поскольку Inditex чрезвычайно закрытая компания (информацию о себе она доверяет лишь мемуаристам, пишущим про нее хвалебные книги, и предпочитает не общаться с журналистами и общественностью), никакой конкретики относительно контрактов на сегодняшний день нет.

По объемам выручки группа Inditex в разы превосходит конкурентов 06-01.jpg
По объемам выручки группа Inditex в разы превосходит конкурентов

Безусловно, это важное для российского рынка событие. Исторически такие компании, как Zara, привлекая большой покупательский трафик, снимали сливки с российского ритейла — имели крайне выгодные условия аренды торговых площадей и вообще не вкладывались в инфраструктуру российского рынка. Благодаря рыночной концепции (модный товар по доступным ценам с быстрым обновлением ассортимента), огромным объемам заказов, мощной финансовой поддержке и использованию дешевого труда в производстве Zara имеет возможность предложить покупателю оптимальный по цене–качеству товар и много лет занимает лидирующие позиции на мировом и российском рынках. Так, объемы продаж в России всей группы Inditex (в нее входят розничные сети Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius и др.) составили в 2015 году 60 млрд рублей — это в разы больше, чем у любой другой компании в обувном и одежном ритейле. С этой точки зрения размещение производства на 1 млн рублей — капля в море.

Вопрос в том, должны ли такие компании (кстати, в рейтинге миллиардеров Forbes самым богатым бизнесменом планеты уже второй год подряд становится владелец группы Inditex Амансио Ортега) просто зарабатывать на российском потребительском спросе и недоразвитости местной легкой промышленности. Почему-то в случае с автомобилями российские власти решили вопрос быстро, требуя от иностранных производителей значительной локализации. Почему мы не можем предъявить такие же требования и к глобальным производителям одежды, с которыми отечественным игрокам очень сложно конкурировать? Эта тема стала особенно актуальной после девальвации рубля, когда стоимость производства отдельных категорий одежды и домашнего текстиля в России оказалась сравнима со стоимостью производства в других странах.

Минпромторг России начал вести переговоры с иностранными розничными компаниями по поводу размещения заказов на российских фабриках в прошлом году. Несомненно, это, как и получение госзаказа, стало бы стимулом к развитию для наших предприятий. Не следует ожидать, что такие переговоры будут сверхуспешными, поскольку формировать российскую производственную базу никто не хочет, а ввиду отсутствия отраслевой инфраструктуры наш легпром проигрывает конкурентам на мировом рынке.

Может, так совпало, но Inditex активизировалась именно после того, как несколько месяцев назад Роскачество провело проверку трех категорий товаров в различных сетях одежды, и по всем трем позициям в сети Zara было выявлено несоответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза. И Zara пришлось убрать ее с полок. Далее Минпромторг заявил, что «планирует обсудить с менеджментом Zara вопрос локализации производства в России и размещения заказов на пошив продукции на российских предприятиях».

Вероятно, российские власти предложили ритейлеру интересные условия сотрудничества. По словам Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, конкретные предприятия по производству готовой одежды пока названы не были и непонятно даже, какие именно виды ассортимента Zara будет тут производить. «Можно лишь предположить, что это будет продукция, которая не требует частой смены сырья и модели, в которую нет необходимости вносить значительные конструктивные изменения в короткое время. Например, это могут быть чулочно-носочные изделия, вероятно, какие-то аксессуары, базовые линейки, — считает Анна Лебсак-Клейманс. —Однозначно, что текстильные изделия, произведенные в России, не будут стоить дешевле, чем сшитые, например, в Юго-Восточной Азии. Основная выгода для Zara заключается в коротком логистическом плече для продаж на восточноевропейском рынке, а не в значительной экономии на производственной себестоимости».