Российская промышленность готова к росту, предприятия демонстрируют высокую степень удовлетворенности собственным финансово-экономическим положением (88% респондентов оценили его как хорошее или удовлетворительное), числом занятых (82% оценили ее как достаточную), запасами сырья, материалов и готовой продукции (их оценили как нормальные 80 и 67% предприятий соответственно), производственными мощностями (78% оценили как достаточные). Таковы результаты очередного опроса ИЭП им. Е. Т. Гайдара. Единственная животрепещущая проблема — дефицит спроса на продукцию. Достаточным или нормальным считают спрос на свою продукцию лишь чуть больше половины промышленников, участвовавших в опросе (53%).
Вслед за снижением ключевой ставки ЦБ в последней декаде марта начался новый раунд снижения ставок по депозитам физлиц в коммерческих банках. Средняя максимальная ставка по рублевым депозитам десяти банков — крупнейших держателей частных депозитов в начале апреля опустилась ниже 8% годовых. Еще немного, и индикативная ставка пробьет минимум за всю историю расчета этого показателя (7,85%), достигнутый в середине 2011 года. Несмотря на интенсивное снижение ставок по депозитам, их уровень все еще заметно превышает быстро снижающуюся инфляцию (4,3% по итогам марта). Так что не исключено, что к концу текущего года ставки по депозитам опустятся до 5–6% годовых.
Совокупный государственный и муниципальный долг российских регионов в прошлом году вырос по номиналу на 2%. Скромность «средней температуры по больнице» не должна успокаивать. Есть пул регионов, где финансовая и долговая ситуация чрезвычайно остры. Лидером по наращиванию долга стала Республика Крым, получившая 5 млрд рублей бюджетных кредитов, что привело к увеличению регионального госдолга от почти нулевой базы в 13 раз. А вот лидером по уменьшению долга стала Москва, сократившая — в условиях профицитного бюджета — долг более чем наполовину (на 56%), подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития НИУ ВШЭ.
Однако долговая нагрузка характеризуется не общей величиной долга, а его отношением к собственным доходам субъекта федерации. По состоянию на начало текущего года среднее значение долговой нагрузки российских регионов составляло 34%. Однако у ряда регионов этот показатель зашкаливал за 100% — это Мордовия, Хакасия, Костромская, Астраханская и Смоленская области, а также Карелия. При этом Хакасия и Костромская область выделяются еще и экстремально высоким уровнем текущей бюджетной несбалансированности: отношение дефицита к собственным доходам составляет здесь 43 и 22% соответственно.
Сальдо текущего счета платежного баланса, согласно последней сводке Банка России, достигло в первом квартале текущего года 22,9 млрд долларов — это максимум за последние восемь кварталов. При этом рубль в феврале–марте укреплялся темпами, неадекватными удорожанию нефти (а в марте средняя мировая цена российского экспортного сорта нефти Urals даже несколько снизилась по отношению к февральскому значению). Это привело к быстрому снижению расчетной рублевой цены нефти, которую можно рассматривать как индикатор номинального уровня нефтегазовых доходов бюджета.
Из этого аналитики, включая главу Минэкономразвития, почти консенсусно заключают, что рубль ожидает заметное ослабление. Если не в ближайшее время, то по крайней мере во втором полугодии, к радости правительства, разоряющегося сейчас на укреплении национальной валюты и дезинфляции. Однако с учетом сезонности цифры профицита счета текущих операций выглядят уже не так пугающе и вполне укладываются в тренды, сформировавшиеся со второй половины прошлого года. Другими словами, пока нет серьезных оснований считать, что иные факторы, кроме цены нефти, окажут влияние на центр колебаний курса рубля в ближайшие месяцы. Центр диапазона колебаний обменного курса рубля при текущих значениях цены нефти должен сейчас лежать где-то в районе 59,5 рубля за доллар с дальнейшей поправкой на внутреннюю инфляцию.
Рекордно высокое сальдо текущего счета объясняется как значительно выросшими размерами экспорта (на нем помимо роста цены нефти — на 58% к первому кварталу прошлого года — сказался также рост физического объема вывоза сырой нефти, на пять процентов в годовом сопоставлении, так что доля ненефтегазового экспорта продолжила падать — до 40% против 46% в среднем в 2016 году), так и сезонным сокращением импорта в январе–феврале. Вероятно, отчасти для оплаты импортных контрактов зарезервирована часть прироста зарубежных активов российских банков, достигшая в январе–марте феноменальной по нынешним временам величины 17 млрд долларов.