Si vis pacem, para bellum

17 апреля 2017, 00:00

ТАСС
Ставки в противостоянии США и Северной Кореи растут
Читайте Monocle.ru в

После выполнения обязательной программы в Сирии (призванной покончить с упреками в пророссийскости нового президента США) в состязаниях за звание абсолютного мирового гегемона Дональд Трамп приступил к произвольной. Для начала был нанесен удар по Афганистану: формально из-за обнаружения скопления боевиков запрещенного в России «Исламского государства» и тайника с оружием. Самая мощная из неядерного арсенала США бомба должна была не только разрушить пещеры террористов (обустроенные на деньги США в 1980-х годах исламистами, воевавшими тогда с советскими войсками), но и показать лидеру Северной Кореи, что от демократии невозможно спрятаться даже в глубоком бункере.

Основная претензия США к КНДР — ракетно-ядерная программа этой маленькой, но очень гордой страны. Правда, КНДР еще далеко до полноценного статуса ядерной державы. Для создание ядерной боеголовки ей нужно еще несколько лет, а ее ракеты пока летают на две тысячи километров, угрожая Японии и американским военным базам на Окинаве. А достигать территории CША северокорейские ракеты смогут лет через десять. Кроме того, они, в отличие от современных, заправляются жидким топливом в течение нескольких часов непосредственно перед стартом и уязвимы для упреждающего удара. Тем не менее Дональд Трамп заявил: «Очевидно, что Северная Корея — большая-большая проблема, и мы очень решительно ею займемся», — пообещав защитить союзников в регионе от возможной атаки КНДР. Это удобный повод для США разместить в регионе средства ПВО, что скорее помешает китайским межконтинентальным ракетам, как раз способным долететь до Штатов. Активность Пекина, демонстрирующего в последнее время силу около островов, которые Япония считает своими, заставила США показать, кто в регионе хозяин.

В прямом военном противостоянии не заинтересованы ни Китай, ни США, но поставить на место младшего китайского союзника Вашингтон не против. Готов ли Пекин чужими руками проводить от своих границ грозного соперника, пока не известно. Устами министра иностранных дел Ван И Китай призвал не применять силу для решения корейской проблемы и заявил, что Пекин не допустит войны и хаоса на Корейском полуострове. Каким образом, неизвестно: это высказывание можно трактовать как угрозу КНДР, так и США. Пока же ставки в противостоянии растут: США отправили к берегам КНДР военные корабли — ударные авианосцы, крейсеры и эсминцы, оснащенные управляемыми ракетами, и атомные подводные лодки с ракетным вооружением. На Окинаве американцы развертывают наземные установки ПВО Patriot PAC-3, а Силы самообороны Японии развертывают Patriot, пытаясь защитить от ракетного удара основную часть Японии.

Пхеньян, в свою очередь, не отказался от намеченных на ближайшие дни ядерных испытаний, а замглавы МИД КНДР Риола Хан заявил, что Северная Корея не будет «сидеть сложа руки» в случае американского ракетного удара, что может означать только одно: нанесение ответного удара. КНДР тоже можно понять: Ирак перед вторжением американцев в 2003 году активно разоружался под чутким контролем международных инспекторов, после чего был атакован США под вымышленным предлогом. США, которые фактически своими руками заставили небольшие страны, если те не хотят разделить судьбу Ливии, активно вооружаться, тоже не могут отступить: на карту поставлен авторитет страны как единственной сверхдержавы.

Именно желание мира, как известно еще со времен Древнего Рима, заставляет готовиться к войне. Но слишком усердная подготовка к войне, вызванная желанием сохранить мир, зачастую делают войну неизбежной.