Территория постоянного роста

Наталья Кобец
17 апреля 2017, 00:00

Красноярский край наращивает лидерство во всех отраслях экономики - от нефтедобычи до высоких технологий

Регионы страны продолжают бороться с последствиями финансового кризиса 2014 года: резкое ослабление рубля и падение цен на нефть вместе с обязательствами по выполнению так называемых майских указов президента заставило их существенно пересмотреть свою бюджетную политику. Удалось это не многим. Одно из исключений — Красноярский край: статистика доказывает, что в регионе нет провала ни в одной из отраслей экономики, будь то добыча сырья или наукоемкие технологии.

 67-01new2.jpg

Нефтяной король

В 2013 году, с запуском в промышленную эксплуатацию Ванкорского месторождения, Красноярский край официально вошел в перечень нефтяных провинций с уровнем добычи 21 млн тонн нефти. По итогам 2015 года Ванкор дал 22,2 млн тонн, а в 2016-м, с началом освоения соседнего Сузунского месторождения, объем добычи увеличился еще на 200 тыс. тонн. Строго говоря, теперь именно Красноярский край лидирует по нефтедобыче в Сибирском федеральном округе и по этому показателю должен бы называться нефтяной столицей.

Параллельно с запуском месторождения администрация региона вела переговоры с «Роснефтью» о том, чтобы ее дочерняя структура — «Ванкорнефть» — вышла из консолидированной группы налогоплательщиков и перерегистрировалась на территории края. Итог — с 1 января 2015 года нефтяники платят в бюджет региона все полагающиеся местной компании налоги. Эта мера существенно поддержала бюджет. Ведь если в 2014 году поддержку бюджету оказало резкое ослабление рубля, поскольку его доходная часть формируется за счет экспортно ориентированных сырьевых производств и в рублевом эквиваленте выручка компаний увеличилась, то к 2015-му ситуация вернулась на круги своя. Да, компании стали больше зарабатывать в национальной валюте, но и больше тратить на обслуживание валютных кредитов. Бюджету был нужен новый источник — и он появился.

Следующий этап — промышленная разработка Юрубчено-Тохомского месторождения, ее ведет другая «дочка» «Роснефти» — Восточно-Сибирская нефтяная компания (ВСНК). Наверное, было бы неплохо, если бы и ВСНК сменила московскую прописку на красноярскую, а то и байкитскую, поддержав таким образом бюджеты Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского муниципального района. Но в целом пока и так неплохо: в конце 2016 года был пущен в строй нефтепровод Куюмба—Тайшет, который связал эвенкийские нефтепромыслы с магистралью Восточная Сибирь — Тихий океан. Нефтепровод — это и новые рабочие места, и дорогостоящее имущество, налог на которое региональная казна увидит уже в нынешнем году.

Возможно, поэтому краевых финансистов не очень напугала идея федерального правительства оттяпать у регионов еще один процент налога на прибыль: на этом бюджет теряет примерно четыре миллиарда рублей. Однако на других источниках дохода получает больше.

Чистые металлы

Еще один рекорд поставила в 2016 году золотодобывающая отрасль: здесь «намыли» 62,8 тонны драгоценного металла. Прирост к прошлому году составил 16,5%. Основной вклад, конечно, принадлежит компании «Полюс Золото»: во-первых, это крупнейший по объемам добычи оператор в крае, во-вторых, компания планомерно модернизирует свои обогатительные фабрики, повышая коэффициент извлечения золота из породы. Задача — подобраться как можно ближе к 90%.

На проектную мощность вышел Богучанский алюминиевый завод — совместное детище «Русала» и «Русгидро», благодаря этому производство первичного алюминия в крае увеличилось на 15,1%. К 2019 году завод планирует выдавать в два раза больше продукции — 296 тыс. тонн. Следующая задача — увеличить объемы переработки сырья на территории края, а не гнать его на экспорт. Соглашение о создании «Алюминиевой долины» подписано еще в прошлом году на Петербургском экономическом форуме. Суть этого проекта, переименованного инициаторами создания инновационной территории и региональной властью в «Красноярскую технологическую долину», — запуск цепочки глубокой переработки сырья на уже имеющихся и создаваемых в регионе предприятиях по выпуску проката для авиации и судостроения, комплектующих для автомобилестроения, продукции для кабельной промышленности и строительной отрасли, упаковки, а также спортивного инвентаря.

Хотя в целом индекс промышленного производства, который складывается из трех пунктов: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и энергетика, — по итогам года составил только 98%. Формально это снижение, фактически — ожидаемый показатель. «Виновник» — один из крупнейших производственных холдингов ГМК «Норильский никель»: в течение двух лет компания вела глубокую модернизацию своих производств, расположенных в Норильске. Часть предприятий закрыта, часть переведена на новые технологии. Так или иначе, объемы производства редкоземельных металлов снизились, и это повлияло на индекс. Впрочем, ситуация плановая, модернизация практически завершена, КПД предприятий повышен, и уже в нынешнем году ожидается положительная динамика.

«С исключением (расчетно) влияния указанного фактора индекс промышленного производства по итогам года составляет 101,5% (101,1%)», — говорится в отчете губернатора, представленном законодательному собранию края.

Всесибирская житница

Красноярский край всерьез претендует и на звание «всесибирской житницы»: сельское хозяйство растет ударными темпами — в среднем по отрасли на 5% к уровню прошлого года (в среднем по России — на 4,8%). В частности, прирост на 5,6% показало растениеводство, на 4,5% — животноводство. По итогам 2015 года регион вошел в тройку лидеров по Сибирскому федеральному округу, по итогам 2016-го поднялся на вторую позицию. Рекордным считался урожай 2015-го года, когда в крае намолотили 2 млн тонн зерна, но в 2016-м этот показатель удалось превзойти: 2,4 млн, почти 16% всего объема производства зерновых. Красноярским аграриям удается который год держать лидерство по урожайности — 22 центнера с гектара. Традиционные лидеры в производстве зерна Алтайский край и Омская область еще не достигли таких показателей.

Край уже который год уверенно занимает первые места по производству картофеля: 1150 тыс. тонн в 2015 году, 1240 — в минувшем и держит стабильное четвертое место по производству овощей. Для региона, где площадей, пригодных для растениеводства, не очень много, показатели приличные. На прошлогоднем Красноярском экономическом форуме был представлен проект энергетической компании E.ON (сейчас «Юнипро»), которая владеет Березовской ГРЭС. Энергетики готовы инвестировать в создание крупного тепличного комплекса в Шарыповском районе.

Один из факторов успеха — серьезные объемы господдержки предприятий АПК: 3,5 млрд рублей на эти цели администрация края получила из федеральной казны, еще 1,8 млрд было распределено в рамках собственных программ. Начали работу несколько крупных свинокомплексов — «Красноярский» в Большемуртинском районе и «АгроЭлита» в Сухобузимском. Удалось переломить тенденцию к сокращению поголовья крупного рогатого скота. Постепенно растет производство молока. Единственное направление, в котором край откровенно проваливается, — птицеводство: обанкротился один из крупных агрохолдингов, специализировавшихся на производстве мяса кур и индюшек. На месте корпусов «Сибирской губернии» стремительно начала строиться «Сибирская Венеция» — развлекательный комплекс с концертной площадкой и аттракционами.

Перед краевым минсельхозом поставлена задача восстановить отрасль и кормить красноярцев местными курами. Для этого надо сделать всего-то ничего: перевести Шушенскую и Боготольскую птицефабрики с производства яиц на производство куриного мяса, восстановить фабрику «Индюшкино» (входила в состав «Сибирской губернии» и построить новый многопрофильный комплекс в Шарыповском районе.

Инвестиции в будущее

Еще одна позиция, где лидерство Красноярского края трудно оспорить, — объемы инвестиций: в 2016 году они составили 419 млрд рублей, это 30% всех инвестиций в регионы Сибирского федерального округа. В основном такие высокие показатели обусловлены тем, что в крае сосредоточены интересы многих финансово-промышленных групп, которые планомерно реализуют свои собственные программы развития. Край делает ставку на кооперацию и мультипликативный эффект: когда одно рабочее место в структуре крупного холдинга влечет за собой создание обслуживающей инфраструктуры. А чтобы финансово-промышленные группы видели в среднем и малом бизнесе партнеров и подрядчиков, администрация региона планомерно организовывала «дни открытых дверей», где представители крупных компаний объясняли свою закупочную политику, консультировали по подготовке документации — в общем, занимались в большей степени просветительской работой. Тем не менее результат налицо: согласно статданным, в 2016 году объем закупок товаров и услуг у краевых предприятий составил более 53 млрд рублей (прирост за год на 10%).

Кооперация — это не только закупки, но и развитие инновационных технологий: модернизация производства предполагает повышение его эффективности, в том числе за счет внедрения наукоемких технологий. В минувшем году к Красноярскому региональному инновационно-технологическому бизнес-инкубатору добавился промышленный парк в Железногорске, на площадях которого можно отработать технологии производства. Железногорск должен стать территорией опережающего социально-экономического развития, что предусматривает определенные преференции для резидентов.

При этом наличие специализированной площадки не отменяет локальных проектов сотрудничества между крупными компаниями и научными лабораториями, небольшими производителями специализированного оборудования. Собственный бизнес-инкубатор запустил «Красцветмет» — ведущее предприятие по переработке золота, платины и других редкоземельных металлов. Завод целенаправленно ищет по всему миру авторов оригинальных разработок и предлагает им довести свои идеи до ума и запустить опытное производство в реальных условиях большого комбината.

Буквально на днях открылся детский технопарк «Кванториум» — образовательный проект для старшеклассников, где они смогут обучаться по передовым техническим направлениям: робототехника, промышленный дизайн, альтернативные источники энергии, беспилотные летательные аппараты, нанотехнологии, виртуальная и дополненная реальность. Перечень дисциплин сформирован с учетом потребности предприятий края.

Благодаря планомерному развитию науки и инноваций край вошел в число десяти регионов, где будет внедряться Национальная технологическая инициатива. Для региона, который долгое время воспринимался только как источник сырья, это серьезный прорыв и хороший задел на будущее.