В программисты или в массажисты?

Семен Доронин
17 апреля 2017, 00:00

Законодательные барьеры, трудности со сбором документов для поступления, дремучесть учреждений медико-социальной экспертизы, низкая заинтересованность вузов, недостаток специальных технических средств обучения — это и многое другое делает недоступным высшее образование для инвалидов

Электронный ручной видеоувеличитель

— Медико-социальная экспертная комиссия дала мне инвалидность на два года, хотя должна была дать пожизненно — у меня пожизненная атрофия зрения с рождения. Врачи сказали: «Ну мало ли что, вдруг…» И были сложности, когда меня спросили, кем я хочу стать в дальнейшем. Я сказал, что хочу стать программистом. Они сказали, что незрячий человек не может быть программистом, а может стать только массажистом, — так описывает начало своего пути к получению высшего образования один из абитуриентов-инвалидов, поступавший в вуз летом 2016 года.

В российских вузах учится почти пять миллионов человек. Инвалидов из них, по данным Росстата, чуть больше 18 тысяч — только каждый 33-й почти из 600 тысяч инвалидов в возрасте до тридцати лет (см. схему).

При этом, согласно Росстату, получают дипломы только 37–75% из них (см. график 1), а работу, по словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, имеют только 25% инвалидов трудоспособного возраста.

Что препятствует получению высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Готовы ли вузы обучать инвалидов, заинтересованы ли они в этом? Каковы перспективы дальнейшего трудоустройства этих людей? Поиску ответов на эти и другие вопросы, выявлению проблем в этой сфере, а также выработке предложений и рекомендаций по их решению был посвящен комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, реализованный в рамках президентского гранта исследовательским центром «Особое мнение».

Поступление и выпуск студентов-инвалидов  48-02.jpg
Поступление и выпуск студентов-инвалидов

«Образование — среднее специальное или высшее — для инвалидов может быть даже более важным, чем для обычного здорового человека, потому что социализироваться инвалид фактически может только с его помощью. По понятным причинам он вряд ли сможет выполнять физическую работу, и единственной возможностью найти свое место в жизни, обеспечивать себя, чувствовать себя полноценным членом общества для него становится приобретение специальности, предполагающей преимущественно умственный труд», — говорит член Общественной палаты РФ, директор «Особого мнения» Екатерина Курбангалеева.

Топ-13 рэнкинга сайтов вузов по критерию информационной полноты и доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ (количество критериев) 48-03.jpg
Топ-13 рэнкинга сайтов вузов по критерию информационной полноты и доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ (количество критериев)

Проект охватил 165 государственных вузов (это треть всех государственных вузов России) в 51 регионе и более 900 студентов-инвалидов и их родителей. Одной из ключевых задач было получение объективного среза текущей ситуации с доступностью высшего образования для инвалидов. С этой целью был применен целый набор методик, позволяющих проанализировать ситуацию, во-первых, со стороны официальных структур (вузов и органов власти), во-вторых, со стороны независимых экспертов, в-третьих, непосредственно со стороны инвалидов. И наконец, такие исследовательские методы, как мониторинг сайтов вузов и «контрольное поступление», позволили «объективировать» полученные оценки и мнения.

Когда уйдем со школьного двора…

Вузы должны активно участвовать в профориентации — рассказывать молодежи об учебных специальностях, помогать с выбором профессии, заниматься привлечением абитуриентов. Все это они и делают, но только не для инвалидов, несмотря на существующую для них 10-процентную квоту на обучение.

Как показал комплексный мониторинг, только 9% вузов используют те или иные специализированные формы работы с потенциальными абитуриентами-инвалидами, в основном это взаимодействие с весьма пассивными в этом вопросе инвалидными организациями. Большинство вузов (66,9%) предпочитают рассказывать о существующих программах профориентации через свои сайты, не выделяя при этом инвалидов в особую категорию. Казалось бы, в наше время развитых информационных технологий такой подход должен быть максимально эффективным: инвалиды могут получить все необходимые сведения прямо у себя дома, через интернет, без необходимости посещать сами вузы, сравнить все подходящие им варианты и сделать правильный выбор. К сожалению, реальность отличается от нарисованной воображением картины.

Исследователи провели анализ информации об обучении инвалидов на сайтах вузов. Для их оценки они изучили сайты ведущих мировых университетов, входящих в The Times Higher Education World University Rankings 2015–2016, и выделили 14 критериев доступности информации об обучении в вузе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Выяснилось, что даже лучшие сайты российских вузов соответствуют максимум девяти критериям (см. график 2).

Чаще всего вузы концентрируются на создании версии сайта для слабовидящих (81% сайтов) и условиях поступления инвалидов в вуз (76%). О доступной среде и специальных средствах обучения рассказывает только треть вузов, столько же имеют специальный раздел, посвященный обучению инвалидов. Список же документов, необходимых инвалидам для поступления, приводят только 12% вузов, а контакты ответственных за инклюзивное образование можно найти на сайтах только 7% вузов (см. график 3). В итоге, чтобы получить всю необходимую информацию, абитуриенты-инвалиды вынуждены связываться с вузом или даже лично приезжать туда и задавать все интересующие их вопросы, что для отдельных категорий инвалидов создает дополнительные и порой значительные трудности.

Наличие информации об обучении инвалидов на сайтах вузов 48-04.jpg
Наличие информации об обучении инвалидов на сайтах вузов
Развитость "доступной среды" в вузах  48-05.jpg
Развитость "доступной среды" в вузах

Всего один шанс в год

По мнению исследовательского коллектива «Особого мнения», самым сложным, но и одним из самых информативных этапов комплексного мониторинга стало так называемое контрольное поступление. «Мы сопровождали 18 реальных поступлений инвалидов: нашли ребят, которые поступали в вузы в прошлом году, и прошли с ними этот путь — от выбора профессии до сдачи документов в приемную комиссию», — рассказывает Екатерина Курбангалеева о применении метода включенного наблюдения, позволившего изнутри увидеть процесс поступления абитуриентов-инвалидов.

Метод действительно дал много важной информации. Было всякое: и охранники, заносящие и выносящие колясочников из здания, потому что они не могли воспользоваться установленными с нарушениями требований пандусами, и слабослышащий абитуриент, которому был обещан, но так и не предоставлен сурдопереводчик на экзамен, и незрячие поступающие, которых отправляли самостоятельно искать нужные кабинеты в коридорах вузов и заполнять анкеты, и многое другое. Но главным ограничителем на пути инвалидов к высшему образованию стали, как ни странно, законы.

Согласно п. 3 ст. 71 федерального закона «Об образовании», инвалиды, собирающиеся воспользоваться полагающейся им 10-процентной квотой от бюджетных мест, могут подать документы только в один вуз на одну специальность. А все прочие абитуриенты имеют возможность подать документы в пять вузов на три специальности в каждом, то есть у них 15 вариантов! «У абитуриента-инвалида, который идет по квоте, всего один шанс в год. Он как сапер: ошибся — значит не поступил. Такая вот “льгота”, — комментирует этот казус Екатерина Курбангалеева.

Сбор необходимых документов для поступления по квоте — отдельная история, здесь абитуриентов-инвалидов поджидает особый «заградотряд»: учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) с заключением об отсутствии противопоказаний для обучения в вузе входят в состав обязательных документов при поступлении в вуз по квоте. Инвалиды в очередной раз — ведь они и так чуть ли не ежегодно проходят процедуру переосвидетельствования — должны пройти большое количество обследований, а их итогом часто становятся попытки снять инвалидность, урезать льготы либо наложить необоснованные ограничения или даже запрет на изучение определенных специальностей или вообще на получение высшего образования (классический пример — направление слепых в массажисты). Бывает, что в ИПРА вопреки здравому смыслу указывают конкретные вуз и специальность, что лишает инвалидов свободы выбора места обучения и будущей профессии.

Эти и другие факторы приводят к резкому сокращению количества абитуриентов среди инвалидов, в результате выделенная им квота не выбирается: в 2015 году вакантными, по оценкам самих вузов, остались 13% льготных мест, и это с учетом того, что в эту же квоту попадают еще дети-сироты и ветераны боевых действий.

Недоступная доступность

Чаще всего, говоря о доступности высшего образования для инвалидов, имеют в виду необходимость обеспечить им возможность поступления в вузы, в том числе за счет введения уже упомянутой льготной квоты. Но при этом часто забывают, что после зачисления им необходимо еще несколько лет учиться и еще неизвестно, что сложнее для инвалида: поступить в вуз или выйти из него с дипломом.

По официальной информации вузов, большая часть студентов-инвалидов имеет общие заболевания (57%), еще 23% — заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА). Меньше всего среди студентов инвалидов с расстройством слуха (9%) и зрения (8%) — как раз тех, кому нужен дополнительный персонал (тьюторы, сурдопереводчики и проч.), специальное оборудование и методики преподавания. И это хороший повод задуматься над тем, что имеется в виду под доступностью высшего образования для инвалидов, и над направлениями приложения усилий для ее обеспечения.

Похоже, такое распределение студентов-инвалидов по нозологиям отражает реальную доступность высшего образования для людей с различными типами заболеваний. Общие заболевания, как правило, не требуют адаптации образовательного процесса и дополнительного оборудования, инвалиды этой нозологической группы при выборе вуза и специальности в большинстве случаев не связаны дополнительными ограничениями и не предъявляют дополнительных требований (выводим за скобки требования медицинского свойства), а потому в плане обучения мало отличаются от обычных студентов. Соответственно, и учиться они могут практически везде.

Наличие в вузах медицинского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ 48-06.jpg
Наличие в вузах медицинского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ

Для инвалидов с заболеваниями ОДА на первом месте стоит развитие доступной среды. Этот вопрос уже несколько лет активно решается, существует государственная программа «Доступная среда», на которую выделяются значительные средства (424,6 млрд рублей на 2011–2020 годы). О наличии доступной среды заявили 89% участвовавших в мониторинге вузов. Правда, похвастаться разнообразием и количеством ее элементов могут только 15% учебных заведений, а больше четверти — 28% — имеют только один или несколько однотипных элементов (см. график 4). Безусловно, есть недостатки в ее реализации, выражающиеся в первую очередь в нарушении требований к установке инженерных сооружений. Но все же следует признать, что прогресс в этой области налицо, и он значительный.

Сложнее всего лицам с болезнями органов слуха и зрения, поскольку у них отсутствует один из важнейших каналов восприятия информации, что требует серьезной корректировки образовательного процесса. Им нужны не только специальные учебные программы, но и дополнительные специалисты, особое оборудование, учебные пособия и многое другое. О медицинском сопровождении и говорить не приходится — более чем в половине вузов оно отсутствует (см. график 5).

Портативный компьютер El Braille (разработан и производится московской компанией «Элита Групп») использует для ввода и вывода информации шрифт Брайля 48-07.jpg
Портативный компьютер El Braille (разработан и производится московской компанией «Элита Групп») использует для ввода и вывода информации шрифт Брайля

 «Стоимость специального компьютерного монитора для обучения слепых, по словам представителей вузов, может составлять 250 тысяч рублей. Столько же стоит пятисотстраничный учебник со шрифтом Брайля. Специальная клавиатура для слепых — 500 тысяч рублей. Все оборудование импортное, отсюда и такие цены. Редкий вуз может обеспечить такое финансирование, какая уж тут доступность», — делится размышлениями Екатерина Курбангалеева и в качестве подтверждения приводит официальные данные, полученные от вузов: лишь 48% из них заявили о наличии специальной техники для обучения инвалидов (см. график 6). «Правда, часто такой техникой считают обычные проекторы со звуковыми колонками или библиотечные компьютеры с программой-лупой», — добавляет она.

Наличие в вузах специальной техники для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ 48-08.jpg
Наличие в вузах специальной техники для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Как правило, наиболее успешно со слабослышащими и слабовидящими студентами работают вузы, специализирующиеся на этих нозологиях. Так, в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана уже более восьмидесяти лет работает центр по обучению инвалидов по слуху, Московский государственный психолого-педагогический университет имеет богатый опыт обучения студентов с болезнями зрения и ОДА. Но такие примеры единичны, а в большинстве случаев инвалиды по слуху и зрению вынуждены выбирать из очень ограниченного списка вузов либо отказываться от получения высшего образования вовсе.

Топ-12 вузов по критерию доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ 48-09.jpg
Топ-12 вузов по критерию доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Таким образом, без системной поддержки на протяжении всего периода обучения, обеспечения соответствующими специализированными методиками и особым оборудованием, штата сопровождающих специалистов и многого другого доступность поступления в вуз не превращается для инвалидов в доступность получения высшего образования.

Специалисты «Особого мнения» проанализировали официальные данные вузов о проводимой ими работе в этой сфере и о ее результатах и составили Интегральный рейтинг вузов по критерию доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Бесспорным лидером оказался практически эксклюзивный Московский государственный гуманитарно-экономический университет. Второе место принадлежит МГТУ им. Н. Э. Баумана, третье — Дагестанской государственной медицинской академии (см. график 7).

Зарплата или пособие?

Доступность высшего образования — тема многомерная. Ведь для инвалидов диплом вуза не самоцель. Их интересует получение профессии, которая даст возможность содержать себя и свою семью. В этом же заинтересовано и государство, вкладывающее средства в их образование, в противном случае оно будет вынуждено выплачивать им пенсии и пособия, которые все равно не обеспечивают достойного уровня жизни. И в этом смысле один из критериев доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ — успешность их дальнейшего трудоустройства. Без этого результаты реформы в этой сфере нельзя признать удовлетворительными, а госрасходы — эффективными.

Последующее трудоустройство, как выясняется, проблема очень острая. По официальным данным, полученным при проведении комплексного мониторинга, только 58% вузов занимаются трудоустройством студентов-инвалидов, но знают об этом лишь 33% этих студентов (см. график 8). И хотя трудоустраиваются 69% выпускников-инвалидов, половина из них (34% от общего числа) находит работу самостоятельно (см. график 9).

Работа вузов по трудоустройству выпускников-инвалидов. Трудоустройство инвалидов после окончания вуза 48-10.jpg
Работа вузов по трудоустройству выпускников-инвалидов. Трудоустройство инвалидов после окончания вуза

Вообще, в вопросах трудоустройства, как выяснилось, только 20% студентов-инвалидов рассчитывает на помощь вуза и государства, основная же масса — 72 % — полагается только на собственные силы. А если учесть, что и поступление в вуз, и обучение в нем дело для них весьма непростое, несмотря на формально существующие льготы, можно предположить, что это результат трезвой оценки реального положения дел в этой области.

Образование и трудоустройство инвалидов 48-11.jpg
Образование и трудоустройство инвалидов

Что делать

К счастью, всероссийский комплексный мониторинг не стал обычным академическим исследованием, убранным на пыльные библиотечные полки. Его результаты были обнародованы в том числе представителям Комиссии при президенте РФ по делам инвалидов, Министерства образования РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Госдумы и Совета Федерации. Ряд сформулированных по итогам мониторинга предложений и рекомендаций, в частности внесение поправок в закон «Об образовании», отменяющих ограничение «один вуз — одна специальность» для инвалидов, уже обсуждаются законодателями. Предстоит обсуждение практики работы учреждений МСЭ и их функционала. На стадии обсуждения также находится расширение функционала создаваемых Минобрнауки ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) за счет передачи им специальных технических образовательных средств, библиотечного фонда и прочего для последующего использования нуждающимися в них вузами.

«Для меня как для законодателя в результатах проведенного комплексного мониторинга очень много подсказок и вопросов для обсуждения с моими коллегами. Нам нужно продолжать работать с обществом в целом, потому что сохраняется элемент неприятия детей-инвалидов, детей с особенностями здоровья. И нам важно показывать, что эти дети не слабее, не менее способны, а может быть, подчас в каких-то вещах более уникальны, чем ребенок-норма. И вот это отношение взаимного уважения должно быть одной из главных традиций вообще в культуре российского государства», — отметила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Любовь Духанина, комментируя итоги исследования.

Фотографии предоставлены Московскимгосударственным психолого-педагогическимуниверситетом