В Турции состоялся референдум, по итогам которого президент страны наделяется огромными властными полномочиями. Упраздняется пост премьер-министра, президент получает право назначать вице-президента, министров и всех высших чиновников страны. Кроме того, президент фактически наделен правом издавать законы без участия законодателей — президентские указы приобретают силу закона и не требуют одобрения парламента. Правда, у парламента есть право их отменить, но с учетом того, что президент теперь волен распустить парламент, законодатели вряд ли будут злоупотреблять правом отмены указов главы государства. Президент также может вводить режим чрезвычайного положения, которое парламент должен утвердить задним числом. По официальным данным, за принятие этих изменений в конституцию проголосовали 51,41%, а против — 48,59% принявших участие в референдуме. Явка оказалась достаточно высокой — 85,32% от числа имеющих право голоса. Существенно увеличить число проголосовавших помог местный ЦИК — Высший избирательный совет Турции, который принял смелое решение о признании действительными бюллетеней без печатей. Глава Высшего избирательного совета объяснил такое решение нежеланием лишать права голоса обладателей бюллетеней без печатей, а отсутствие печатей объяснил тем, что члены избирательных комиссий, несмотря на проведенное обучение, все же допускали ошибки. Хотя оппозиция и говорит о нарушениях в ходе голосования, как знать, возможно, и правда, что некоторые члены избирательных комиссий иногда не попадали печатью в бюллетень.
Не менее интересными оказались и региональные расклады сил в Турции. Жители Стамбула, Анкары, средиземноморского побережья и курдские районы высказались против поправок в Конституцию. Поддержала Реджепа Эрдогана, который и был инициатором расширения собственных полномочий, турецкая глубинка, не только географическая, но и ментальная.
Турция, как считают многие оппоненты действующего президента, своими экономическими успехами обязана принципам, заложенным основателем современного турецкого государства Кемалем Ататюрком. После болезненного поражения в Первой мировой войне, в которой принимал участие сам Ататюрк, прекратила свое существование Османская империя; появившаяся на ее руинах Турция остро нуждалась в ускоренной модернизации. По мнению Кемаля Ататюрка, одним из залогов успешного развития должно было стать отделение религии от государства. Построение светского государства не означало расцвета демократии — напротив, на прямых и честных выборах в Турции немедленно победили бы исламисты. Турецкая демократия позволяла гражданам избирать депутатов из числа светских партий (исламистские партии просто запрещались), а депутаты выбирали премьер-министра и президента страны (лишь после референдума 2007 года выборы президента стали прямыми). Если армии, постоянному гаранту сохранения светского курса Турции, казалось, что новая власть уходила со светского пути развития, тут же происходил военный переворот, после чего военные реанимировали светское государство и отдавали власть новым гражданским политикам. Так, после последнего удачного военного переворота 1997 года был арестован и получил четыре месяца тюрьмы за «разжигание религиозной розни» бывший мэр Стамбула Реджеп Эрдоган. Тогда он состоял в Партии благоденствия, которую конституционный суд Турции запретил за призывы к джихаду. Сторонники запрещенного «Благоденствия» основали новую организацию — Партию добродетели, но власти запретили и ее за пропаганду ислама. «Деятели добра» из вновь запрещенной партии (вернее, ее умеренное крыло во главе с Реджепом Эрдоганом) основали еще одну партию — Партию справедливости и развития, правящую ныне в Турции. Поскольку новый военный переворот в Турции был только делом времени, разумнее было его спровоцировать. Как бы там ни было, попытка военного переворота в июле прошлого года прошла бездарно и впервые в истории Турции закончилась неудачно. Единственной выигравшей стороной оказался президент Турции — он получил карт-бланш на расправу с мятежниками. Не остановившись на мерах против бунтовавшей армии, Эрдоган провел чистки в полиции, судах, средствах массовой информации и даже среди преподавателей учебных заведений. Списки из десятков тысяч не лояльных режиму людей невозможно было составить в столь короткий срок после переворота, поэтому можно с уверенностью говорить, что Эрдоган был лучше готов к ликвидации последствий неудачного переворота, чем военные к самому перевороту. Состоявшийся референдум — продолжающееся после неудачного военного мятежа закрепление успехов действующего президенте Турции.
Итоги референдума, позволившего сосредоточить в руках одного человека всю полноту власти в стране, нельзя назвать антидемократическим шагом; напротив, происходит окончательный отказ от системы сдержек в виде антидемократического армейского контроля над турецкой политической жизнью. В опасности оказалась не столько власть народа, сколько светское развитие турецкого государства, а вот гибель светского государства может похоронить вместе с собой и демократию. Несмотря на то что изменения в Конституцию вступают в силу только в 2019-м, действующему президенту Турции расстраиваться не стоит: после выборов 2019 года он получит право по новой Конституции править страной до 2029 года, если, конечно, на то будет воля избирателей или Аллаха.