Зачет на экваторе

Вадим Пономарев
24 апреля 2017, 00:00

Федеральная программа повышения конкурентоспособности российских вузов «5–100» помогла участвующим в ней университетам продвигаться в международных рейтингах значительно быстрее своих зарубежных коллег. Удержат ли они высокий темп, зависит как от самих вузов, так и от их дальнейшей государственной поддержки

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Нынешний учебный 2016/17 год стал рубежным для федеральной программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100» (см. «Что такое проект “5–100”») и 21 участвующего в ней университета. Несмотря на весьма малое по мировым научно-образовательным меркам время действия этой программы (первые деньги по ней начали поступать вузам фактически только в конце 2013 года), несколько кардинальных изменений в методике, снижение запланированного объема госфинансирования, российские вузы — участники проекта продемонстрировали впечатляющую динамику развития. Уже шесть университетов (МИСиС, МФТИ, НГУ, МИФИ, ВШЭ и Университет ИТМО) вошли в топ-100 мировых предметных и отраслевых рейтингов.

«Если мы возьмем все российские университеты и сравним их с группой из 21 вуза, принимающих участие в программе, то все двигаются вперед, быстрее или медленнее. Но эта группа стремительно идет в отрыв. Если мы сравним международный масштаб, то на изменения обычно уходит двадцать-тридцать лет. Здесь всего лишь за три года был сделан очень хороший шаг», — считает научный руководитель Московской школы управления «Сколково» и заместитель председателя совета проекта «5–100» Андрей Волков.

При этом уже сейчас можно сказать, что это движение в рейтингах отражает процессы глубокой перестройки внутри самих университетов. Это касается и образовательной составляющей, и научной. В условиях резкого ослабления в нашей стране прикладной науки в виде отраслевых НИИ и затянувшейся реформы науки фундаментальной именно университетская наука может проявить себя в тех компетенциях, в которых она была традиционно сильна. И тем самым обеспечить часть потребности российской промышленности в отечественных научно-прикладных разработках.

Подъем с глубины

К 2020 году не менее пяти российский университетов — участников программы должны войти в первую сотню научно-образовательных центров по версии трех глобальных рейтингов — QS, THE, и ARWU. Таков ожидаемый формальный итог проекта «5–100». Первые два рейтинга англосаксонские и традиционно отдают предпочтение легендарным университетам с долгой историей. Шанхайский рейтинг настроен на выделение университетов с быстрыми победами, технологическими прорывами. Поэтому абсолютное лидерство в этих рейтингах занимают вузы из США, такие как Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт (MIT), и британские вузы, прежде всего Кембридж и Оксфорд.

Российским университетам, традиционно ориентированным на работу внутри страны и специализировавшихся в основном на образовании, а не на науке, на старте рейтинговой гонки в 2013 году рассчитывать была практически не на что. Однако это их не смутило. «Чрезвычайно трудно конкурировать с мировыми лидерами, которые сами интенсивно развиваются, и при этом располагать на один-два порядка меньшими, чем у них, финансовыми ресурсами. Тем более если они сейчас во многом определяют основные правила игры. Это как забег, в котором одни выступали бы в кроссовках Nike, а другие — в мешках. Однако проект “5–100” нацелен на формирование в университетах такой инфраструктуры, которая позволит продвигаться в мировом научном пространстве и после завершения активной фазы финансирования. И в этом смысле мы кое-какими “кедами” тоже обзавелись, а от “мешков” избавляемся. Поэтому я верю: российским вузам под силу попасть в число ста лучших в мире», — сказал в беседе с «Экспертом» ректор Казанского федерального университета (КФУ) Ильшат Гафуров.

«Одно дело считаться “лучшим парнем на деревне”, совершенно иное — найти свое место в мировой университетской табели о рангах. Проект “5–100” вписал российские университеты в мировой контекст, заставил их действовать гораздо более энергично, чтобы повысить свою конкурентоспособность. И результаты уже есть. Практически по всем направлениям деятельности ведущие вузы России в разы увеличили свои показатели, существенно продвинулись вверх в международных рейтингах», — заявил «Эксперту» ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик.

За 2013–2016 годы на повышение конкурентоспособности 21 российского университета государство выделило около 40 млрд рублей. Еще около 20 млрд, по словам ректора Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослава Кузьминова, в это направление вложили сами участники проекта «5–100».

В итоге, если в глобальный рейтинг THE 2013/14 года входил один российский университет — МГУ, то в тысячу лучших мировых университетов рейтинга THE 2016/17 года вошли уже 24 отечественных университета, 16 из которых представили проект «5–100».

Нынешней весной ВШЭ вошла в первую сотню рейтинга THE Young University Rankings, который ранжирует мировые университеты возрастом моложе 50 лет, а Московский физико-технический институт (МФТИ) и Новосибирский государственный университет (НГУ) — в топ-100 рейтинга THE Golden Age Universities, оценивающий «золотое поколение» вузов, основанных в 1945–1965 годах.

Последний предметный рейтинг, опубликованный компанией QS в марте этого года, окончательно подтвердил правильность выбранного направления по поддержке конкурентоспособности российских вузов. МИСиС, до этого не входивший в публикуемую часть этого рейтинга, вышел сразу на 31-е место в категории «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых. По физике и астрономии МФТИ расположился на 42-м месте, а НГУ — на 50-й позиции. В топ-100 по физике и астрономии вошел МИФИ, а в категориях «Экономика и эконометрика», «Политика и международные отношения», «Социология» — ВШЭ. В 25 предметных рейтингов QS вошло в общей сложности 15 вузов проекта «5–100» — на шесть больше, чем в прошлом году.

И это несомненный успех. «Объем финансовых ресурсов, выделяемых государством на проект “5–100” в России, ниже, чем в других странах, где есть аналогичные программы: во Франции, Германии, Китае, Корее. А результаты университетов по реализации проекта значительно выше. Например, на экваторе проекта уже четверть вузов входят в топ-100 двух мировых рейтингов — QS и THE, а “Вышка”, например, сразу по четырем направлениям. А в топ-300 входит уже почти две трети вузов проекта. То есть вузы проекта имеют хороший задел для продвижения в институциональных рейтингах», — сказала «Эксперту» директор программы развития НИУ ВШЭ Ирина Карелина.

Локомотив инноваций

Движение вузов программы «5–100» в мировых рейтингах является отражением происходящей в них структурной перестройки. Главный ее смысл в том, чтобы превратить образовательное учреждение в научно-исследовательский центр, а сам образовательный процесс интернационализировать и на практике воплотить принцип «образование через исследования». И по этому пути вслед за вузами программы «5–100» предполагается повести всю систему высшего образования страны. «Это очень важно для России — иметь пул университетов-лидеров, которые, по сути, задают тренд и уровень развития для всей системы образования. Эта площадка вузов-лидеров становится основной площадкой, на которую ориентируется приоритетный проект. Первая задача, которую нам точно не решить без вузов проекта “5–100”, — разработка модели центра инноваций», — заявила заместитель министра образования и науки Людмила Огородова на XIX семинаре-конференции проекта «5–100», который прошел в феврале на базе Самарского университета.

Вот некоторые из составных частей этой модели, которые уже были апробированы в вузах — участниках программы.

Выделение «центров превосходства», то есть тех областей исследований, в которых у университета уже есть существенный задел и который можно быстро развить в научное направление и (или) конкретный продукт. В вузах проекта «5–100» они именуются «стратегическими академическими единицами» (САЕ). У каждого вуза их от одной до восьми. Самарский университет, например, развивает газотурбинное двигателестроение, НГУ — низкоразмерные гибридные материалы. И именно под развитие этих САЕ государство и дает вузам деньги.

Изменение структуры университета. Практически у всех вузов проекта «5–100» факультеты и кафедры структурированы в институты, обладающие значительной мобильностью и самостоятельностью, в том числе в принятии финансовых решений.

Участие в международных научных проектах и организация совместных лабораторий. НГУ, например, сейчас участвует в 18 международных мегапроектах — экспериментах в области физики высоких энергий, астрофизики и физики космических лучей.

Стимулирование научной публицистической активности отечественных ученых. Количество международных публикаций в вузах проекта «5–100» за три года выросло в полтора–четыре раз. Сегодня ученые этих университетов обеспечивают 39% всех российских публикаций по естественным и инженерным наукам, 68% — по общественным и гуманитарным.

Активизация участия в грантах и конкурсах (в том числе зарубежных) на проведение университетами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За два года объем НИОКР в вузах —участниках программы «5–100» вырос в полтора раза и сейчас составляет 1 млн рублей на одного научно-педагогического работника. Это в четыре раза выше, чем в среднем по российским вузам.

Переориентация с бакалавриата на подготовку магистров и аспирантов. В ТПУ, например, количество магистрантов увеличилась с 2012 года в три раза — с 708 до 2340 человек. А доля магистрантов, аспирантов и докторантов в общей численности обучающихся в 2016 году превысила 36,7%.

Приглашение зарубежных ученых и преподавателей как для работы в лабораториях, так и для чтения лекций. «Если пять лет назад у нас было всего два иностранных преподавателя, то в этом учебном году в вузе их уже 50, а в следующем учебном году планируется, что будет 70», — рассказал «Эксперту» проректор Самарского университета Владимир Богатырев.

Увеличение числа иностранных студентов и запуск англоязычных образовательных программ. «Сейчас в НГУ учатся 1400 иностранных студентов из 50 стран мира. Запущено 12 программ англоязычной магистратуры и программа специалитета General Medicine. На исследовательские стажировки в НГУ направляют студентов 13 высших школ Франции», — сказал «Эксперту» проректор по программам развития Новосибирского государственного университета Алексей Окунев. Растет число иностранных студентов и в Сибирском федеральном университете (СФУ). «У нас только за прошлый год количество иностранных студентов увеличилось на сорок процентов, — сказал нам ректор СФУ Евгений Ваганов.
Запуск программ сетевого и онлайн-образования (см. «Сетевая революция»).

Коренная модернизация кампусов. По словам ректора КФУ Ильшата Гафурова, «кампус КФУ “Деревня Универсиады” признан лучшим в России среди студгородков и студенческих общежитий. Обеспечение жильем молодых ученых и приглашенных специалистов позволяет им встать на ноги, концентрируя свое внимание на науке и не отвлекаясь на решение бытовых проблем».

Таким образом, вузы — участники программы «5–100» за прошедшие три-четыре года смогли не только успешно конвертировать в рейтинги научно-технический и публикационный потенциал, в немалой части накопленный еще с советских времен, но и с помощью государства выстроить новую научно-образовательную систему, которая будет и порождать высококлассных специалистов, и успешно генерировать новые научные идеи и практические разработки.

Выбранным курсом

Темп дальнейшего продвижения российских вузов в мировое научно-образовательное пространство и их преобразования в университеты формата 3.0 (инновационный, образовательный, исследовательский центр, успешно реализующий свои проекты на мировом рынке) будет зависеть как от самих вузов, так и от хода реализации программы «5–100».

Что касается самих вузов — участников проекта, то среди них нет ни одного, который заявил бы, что он сдает свои позиции. А вот с господдержкой не все так однозначно.

Летом прошлого года часть университетской общественности с определенной долей настороженности восприняла назначение на пост министра образования и науки РФ Ольгу Васильеву. В декабре прошлого года по решению правительства был несколько изменен и состав управляющего органа проекта «5–100» — Совета по повышению конкурентоспособности, который задает стратегию развития вузам-участникам, оценивает их результаты и в конечном счете напрямую влияет на то, какому из вузов сколько денег выделить на будущий учебный год. Так вот, из состава совета были выведены экс-министр образования Дмитрий Ливанов, Игорь Агамирзян (сейчас он является вице-президентом ВШЭ) и президент и основатель Сколтеха Эдвард Кроули. Вместо них в совет вошли Ольга Васильева и вице-премьер Ольга Голодец, которая и возглавила новый состав совета. И это вновь породило разговоры о том, что государство намерено более жестко контролировать проект «5–100» и его участников.

Сейчас, по прошествии нескольких месяцев после этих кадровых перестановок, можно сказать, что проект «5–100» и после прохождения экватора будет идти выбранным курсом.

«Мы очень высоко оцениваем результаты проекта, для нас он очень важен. И результаты очевидны по значительному росту показателей, которые отражают конкурентоспособность российских вузов. Эти показатели характеризуют вхождение российских университетов в мировое образовательное пространство: увеличение доли иностранных студентов, увеличение доли иностранных преподавателей и научных сотрудников, увеличение количества публикаций и цитирования в мировых научных изданиях, вовлеченность наших университетов в международные научные исследования. За четыре года работы вузы показали хорошие, стабильные результаты. Пятерка вузов вошла в топ-100 по предметным рейтингам. У всех вузов есть абсолютная положительная динамика», — заявила Ольга Голодец в марте на заседании совета проекта «5–100».

В свою очередь и вузы, опрошенные «Экспертом», оценивают деятельность правительства и Министерства образования и науки по дальнейшему продвижению проекта «5–100» только положительно. «Государству нужны сильные вузы, имеющие вес и авторитет в мире, чтобы они давали качественное образование, выпускали специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, проводили научные исследования на мировом уровне. Проект “5–100” нужен как инструмент взращивания таких вузов, причем не только в столицах, но и в регионах России. Среди участников проекта больше половины составляют как раз вузы из регионов. Государство заинтересовано в их развитии, поскольку каждый такой вуз становится центром инновационного, технологического и социального развития на своих территориях», — заявил «Эксперту» ректор ТПУ Петр Чубик.

Но при этом вузы справедливо рассчитывают на то, что уменьшение бюджетного финансирования проекта (на этот год государство выделяет участникам «5–100» 10,3 млрд рублей, на 700 млн меньше, чем в 2016-м) будет компенсировано за счет содействия государства более активному участию в поддержке университетов со стороны крупного российского бизнеса и госкорпораций. Естественно не «за так». За НИОКР, заказы на которые часть отечественного бизнеса и госкорпораций продолжает размещать за границей, хотя ту же работу могут выполнять российские университеты, и сделают это не хуже. И это тоже понятная позиция. Конкуренция конкуренцией, но протекционизм в отношении «своих» на национальном рынке еще никто не отменял.