Золотой век русского театра — 2

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
24 апреля 2017, 00:00

Русский театр в хорошей форме, возможно лучшей за всю его историю, и фестиваль «Золотая маска» тому подтверждение.

ДМИТРИЙ ДУБИНСКИЙ
Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков получает свою первую «Золотую маску» из рук президента премии Игоря Костолевского

Десятка «бессмертных» худруков: Марк Захаров («Ленком») — 83 года, Татьяна Доронина (МХАТ) — 83, Галина Волчек («Современник») — 83, Александр Ширвиндт (Театр сатиры) — 82, Олег Табаков (МХТ) — 81, Юрий Соломин (Малый театр) — 81, Армен Джигарханян (Театр Джигарханяна) — 81, Марк Розовский (Театр у Никитских ворот) — 80, Роман Виктюк (Театр Романа Виктюка) — 80. Этот список свидетельствует о том, что в русском театре сложилась уникальная ситуация: на протяжении многих лет в нем работают лучшие мастера, представляющие самые разные школы и направления. При этом места под солнцем хватает всем. Худруки настолько востребованы, что сегодня практически любой харизматичный театральный деятель может возглавить театр. Есть и еще более радикальный вариант реализовать себя в качестве театрального лидера: создать собственный театр. Это тоже возможно и происходит из года в год. В России театры растут как грибы, и этот национальный феномен — основа всех театральных успехов. В России мы имеем дело с театральной экосистемой, где все театры важны: и те, которые номинируются и получают «Золотые маски», и находящиеся только на пути к этому важному событию в своей жизни — а вероятность такая есть. В нынешнем году, по словам Марины Ревякиной, директора фестиваля, экспертное жюри осмотрело больше 900 спектаклей. Шанс есть у всех.

Люби драматурга, пока он живой

Теперь шанс есть и у драматургов: у них появилась своя номинация. В 2015 году в ее рамках проходил Конкурс конкурсов, который объединил действующие конкурсы драматургических произведений. В следующем году эту инициативу подхватил конкурс Фонда развития современного искусства «Кульминация», организованный по аналогичному принципу: победителей действующих конкурсов сводят в один список, их тексты оценивают эксперты и выбирают лучший голосованием. В этом году дирекция «Золотой маски» приняла очевидное решение: присуждать «Золотую маску» драматургу, спектакль по пьесе которого попал в списки драматических спектаклей больших и малых форм. В нынешнем году номинантов было всего трое, и победителем по иронии судьбы стал литовский драматург Марюс Ивашкявичус за свою пьесу «Русский роман», а спектакль по ней поставил еще один литовец — Миндаугас Карбаускис, возглавляющий Театр имени Владимира Маяковского.

Русский театр прирастает Прибалтикой

Дуэт литовцев Карбаускиса и Ивашкявичуса сотворил на сцене Театра Маяковского настоящее чудо, каковым является «Русский роман». Совершенство этого спектакля, его глубина, остроумие и заложенная в нем любовь к русской культуре настолько бросаются в глаза, что его творческое лидерство в этом году неоспоримо. Кроме того, это великолепная работа Евгении Симоновой, сыгравшей роль жены Льва Толстого (образ классика в спектакле остается за кадром) Софьи Андреевны. Доставшаяся ей «Золотая маска» за главную женскую роль еще одно очевидное решение. «Русский роман» написан и поставлен настолько вдохновенно, что в каждый момент спектакля невозможно предугадать, что будет дальше и какое решение найдет постановщик. Пьеса, в традициях литовского театра, играется почти без декораций, на актерах костюмы, едва-едва обозначающие эпоху и место действие, но при этом все происходящее на сцене невероятно психологически достоверно. Татьяна Орлова, исполнившая в спектакле роли Аксиньи и Черткова, еще одно остроумнейшее решение Карбаускиса и выдающаяся актерская работа, оставшаяся лишь в списке номинаций, но «Золотая маска» за спектакль — это и ее заслуга.

Спектакль «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичуса в постановке Миндаугаса Карбаускиса с Евгенией Симоновой в главной роли признан лучшим драматическим спектаклем большой формы, получив в общей сложности три «Золотые маски» 60-02.jpg Г. АВРАМЕНКО
Спектакль «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичуса в постановке Миндаугаса Карбаускиса с Евгенией Симоновой в главной роли признан лучшим драматическим спектаклем большой формы, получив в общей сложности три «Золотые маски»
Г. АВРАМЕНКО

О Могучий, ты могуч!

Андрей Могучий, главный режиссер БДТ, в этом году получил уже третью «Золотую маску» в категории «Лучшая работа режиссера», причем предыдущая была присуждена ему в прошлом году! Он один из самых необычных в истории русского театра режиссеров, не вписывающийся ни в один из устоявшихся образов и при этом чрезвычайно успешный постановщик и менеджер, сначала сумевший создать собственный театр, а затем возглавивший БДТ. Обращение к пьесе Островского, по его собственным словам, было продиктовано обыкновенным любопытством: «Что за пьеса? Почему ее так часто ставят?» В результате получилась одна из самых непривычных версий «Грозы», в которой Могучий со своей командой вернулся к балаганному театру — и сделал это очень эффектно.

Триумф Козловского

Три года подряд Данила Козловский номинировался на фестивале «Золотая маска» в категории «Главная мужская роль»: в 2014 году — сыграв Фердинанда в спектакле «Коварство и любовь», в следующем году — за роль Лопахина в «Вишневом саде» и, наконец, в 2016-м за главную роль в спектакле по шекспировскому «Гамлету». Все поставил Лев Додин. Везде Козловский оказывался в окружении звездных партнерш: Елизаветы Боярской и Ксении Раппопорт. В спектакле Додина Козловский по воле режиссера открывает темную сторону принца Датского. Козловский, который в силу своих физических данных, казалось бы, обречен играть бесконечных героев-любовников, входит в образ, вызывающий откровенное неприятие. Его персонаж концентрирует в себе разрушительную силу, превращаясь из орудия праведной мести в воплощение зла. В этом году беспрецедентный успех следует за Козловским по пятам: две подряд главные роли в фильмах, которые собрали больше 1,5 млрд рублей: сначала «Экипаж», а потом «Викинг». «Золотая маска» — высшее признание в профессиональной среде, и он его получил абсолютно заслуженно.

Данила Козловский получил «Золотую маску» за исполнение главной роли в спектакле «Гамлет» МДТ — Театра Европы в постановке Льва Додина 60-03.jpg ДМИТРИЙ ДУБИНСКИЙ
Данила Козловский получил «Золотую маску» за исполнение главной роли в спектакле «Гамлет» МДТ — Театра Европы в постановке Льва Додина
ДМИТРИЙ ДУБИНСКИЙ

Александринское нашествие

Санкт-петербургский Александринский театр в этом году был представлен на «Золотой маске» двумя спектаклями: «Ворон» Николая Рощина и «По ту сторону занавеса» Андрия Жолдака. В результате театр в общей сложности получил четыре «Золотые маски» — что не так часто случалось в истории фестиваля. Успех спектаклей (на счету «Ворона» премии за лучшую работу художника и за женскую роль второго плана, у «По ту сторону занавеса» — специальный приз за актерский ансамбль) дополнила «Золотая маска» Николая Мартона в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Александринка движется по сложной траектории, на которую влияет множество факторов, в том числе амбиция быть «окном в Европу» для русского театра, и в результате на ее сцене появляются сложно организованные, в частности с технической точки зрения, спектакли. Фестивальные награды — свидетельство того, что театр справляется с решением этой задачи.

Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий второй год подряд получает «Золотую маску» в номинации «Лучшая режиссура», на этот раз за постановку спектакля «Гроза» по пьесе Александра Островского 60-04.jpg ДМИТРИЙ ДУБИНСКИЙ
Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий второй год подряд получает «Золотую маску» в номинации «Лучшая режиссура», на этот раз за постановку спектакля «Гроза» по пьесе Александра Островского
ДМИТРИЙ ДУБИНСКИЙ

Русский режиссер по фамилии Феодори

Красноярский ТЮЗ — еще один театр, из года в год демонстрирующий феноменальные результаты. Это заслуга его главного режиссера Романа Феодори, который делает в своем в театре что хочет, и у него все получается. В 2015-м он привез спектакль «Снежная королева», поражающий красотой и выдумкой. В прошлом году — пластический и визуальный шедевр «Алиsa», которую под его руководством создал Даниил Ахмедов. В этом году он поставил в Красноярском ТЮЗе — что бы вы думали? Мюзикл Александра Журбина «Биндюжник и король»! В классическом формате — с живым оркестром и поющими и танцующими актерами. Глядя на сцену, трудно поверить, что это актеры провинциального драматического театра, у которого возможности для оформления спектакля совсем невелики. Мы видим отличное музыкально-драматургическое произведение, разыгранное и спетое выдающимися актерами без всяких скидок на удаленность театра от центра. Это еще один пример того, насколько велика роль лидера в театре. Если он есть, то возможно абсолютно все. В данном случае то, что непрофильный театр стал победителем в номинации «Лучший спектакль в жанре мюзикл-оперетта», а Роман Феодори —лучшим режиссером.

Игорь Волков, Елена Вожакина и Виталий Коваленко — исполнители главных ролей в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» (Александринский театр), получившем специальный приз фестиваля «Золотая маска» 60-05.jpg Г. АВРАМЕНКО
Игорь Волков, Елена Вожакина и Виталий Коваленко — исполнители главных ролей в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» (Александринский театр), получившем специальный приз фестиваля «Золотая маска»
Г. АВРАМЕНКО

Непревзойденный Табаков

В этом году Олегу Табакову присудили «Золотую маску» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Хотя он должен был получить ее еще в прошлом году — за безукоризненное исполнение главной роли в спектакле «Юбилей ювелира». Жюри этого года словно бы отыграло ситуацию назад и восполнило явный пробел в истории «Золотой маски»: у Табакова, по большому счету самого важного на сегодняшний день человека в русском театре, до сих пор не было «Золотой маски». При этом он в свои восемьдесят с лишним руководит двумя театрами: МХТ и «Табакеркой», собственной театральной школой, играет на сцене, ежегодно выпуская премьеры, и даже успевает сниматься в кино — в прошлом году на киноэкраны вышел комедийный фильм «Кухня». Трудно себе представить, что кто-нибудь сможет его превзойти. При этом Табаков еще и гениальный актер. И второго такого нет.

Если бы мировой театр не был разделен языковыми границами, русская театральная «Золотая маска» по своей значимости была бы сопоставима с американским кинематографическим «Оскаром». Российская театральная индустрия по совокупности масштаба, уровня творческих достижений и концентрации талантливых людей — номер один в мире. Тому, кто в этом сомневается, нужно просто однажды увидеть церемонию вручения «Золотой маски», и он сразу все поймет.