Юрий Башмет, помимо того что давно и прочно держит титул лучшего альтиста мира, руководит и дирижирует камерным ансамблем «Солисты Москвы» (за пятнадцать лет своего существования, по подсчетам самих музыкантов, он объехал вокруг света больше тридцати раз), а также симфоническим оркестром «Новая Россия». К тому же он — художественный руководитель проекта «Всероссийский юношеский оркестр», в который каждый год отбираются лучшие юные музыканты со всей страны. В этом проекте доходило до того, что Башмет лично принимал участие в региональных отборочных турах. Деятельность Юрия Башмета как музыканта территориально сбалансирована между Россией и всем остальным миром. Сумев многократно выступить на всех лучших музыкальных площадках мира, он продолжает последовательно осваивать территорию России. Башмет — художественный руководитель сразу несколько фестивалей. Свой музыкальный год он открывает в феврале в Сочи, куда уже больше десяти лет съезжаются европейские музыканты. В мае едет в Ярославль и потом до самого Дальнего Востока.
В этом году международный музыкальный фестиваль в Ярославле проходит уже в девятый раз. Это не просто фестиваль, который проводится в одном из регионов России, он занял свое место на карте фестивалей России, и европейские музыканты знают о его существовании. В этом году фестиваль длился девять дней и был посвящен немецкому музыкальному романтизму. Но романтизмом дело не ограничилось. В рамках фестиваля прошел День Испании, где выступили гитарист Давид Мартинес, исполнивший сольную партию в концерте «Аранхуэз» Родригеса, и виолончелист Адольфо Гутьеррес, сыгравший сольную партию в виолончельном концерте Лало в сопровождении Ярославского симфонического оркестра под руководством дирижера Алексиса Сориано, который приехал в Ярославль для репетиций с местным оркестром за несколько дней до концерта. И это всего один из девяти фестивальных дней в Ярославле. Но программа фестиваля Ярославлем не ограничилась. Башмет выступил в Рыбинске, Угличе, Борисоглебском. Участники камерного ансамбля выступили в Гаврилов-Яме, селе Вятском, поселках Боровское и Некрасовское.
За эти девять лет фестиваля в Ярославль приезжали лучшие музыканты России и всего мира. В этот раз супергероем фестиваля стал один из лучших скрипачей мира Максим Венгеров. Он выступил в день, посвященный Брамсу и Мендельсону, и с невероятным мастерством и высочайшей эмоциональной отдачей сыграл брамсовский концерт для скрипки ре мажор в сопровождении оркестра «Новая Россия». Открылся концерт первым исполнением в России «Песни Парок» Брамса. И это был еще один пример коллаборации оркестра мирового уровня, каковым является «Новая Россия», и регионального коллектива — хоровой филармонической капеллы «Ярославия». И между звучанием того и другого не было никакого «зазора» в мастерстве. В этот день также прозвучал Второй фортепианный концерт Мендельсона, где партию фортепиано исполнила Ксения Башмет, и симфония № 4 «Итальянская» — одно из тех сочинений Мендельсона, которые больше всего на слуху у широкой публики, если не считать знаменитого марша, написанного композитором для спектакля по «Сну в летнюю ночь» Шекспира к сцене, в которой опьяненная любовным зельем царица фей и эльфов Титания выходит замуж за ремесленника Основу, обладателя ослиной головы.
На этих двух концертах зал ярославской филармонии был забит до отказа. Это еще один из феноменов фестиваля. Публика может прийти как на концерт звезды с именем, так и коллектива, о котором, скорее всего, прежде не слышала, который приехал в Ярославль в первый раз, как это произошло с ансамблем духовых инструментов London Brass. Публика за девять лет привыкла к тому, что Башмет как художественный руководитель работает с первоклассными музыкантами, и если зрители придут в концертный зал в любой из дней, то всегда получат программу высочайшего уровня. В этот раз концерты предваряли лекции музыковедов, которые знакомили слушателей с историей создания произведений, правилами, по которым они были написаны, и системой музыкальных образов, которые в них использовались. И это были востребованные лекции. Ярославские любители музыки, как выяснилось, хотят не только слушать, но и все знать. У них есть такая возможность — уже девять лет подряд.