Битва до Вены

15 мая 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

В австрийской столице 25 мая должен пройти очередной саммит членов ОПЕК, на котором планируется согласовать новые шаги картеля по поддержанию или, что лучше, повышению цен на нефть. Однако уже сейчас ясно, что достижение согласия, при всей его насущности, пока что под вопросом.

По сообщению Reuters, начало мая ознаменовалось наметившимся обострением в отношениях Саудовской Аравии и Ирана. Сначала саудовский министр обороны Мохаммед бин Салман, де-факто курирующий и нефтяную политику королевства, обвинил «иранский режим» в попытке силой добиться господства в исламском мире и пригрозил «битвой на территории Ирана». Его иранский коллега Хоссейн Дехган в свою очередь пообещал не оставить на саудовской земле ни одного нетронутого места, кроме Мекки и Медины.

При этом и Саудовская Аравия, и Иран относятся к числу крупнейших в мире производителей нефти, их добыча по итогам 2015 года составила 568 млн и 183 млн тонн соответственно (в России — 541 млн тонн). Поэтому достижение между ними согласия для выработки совместной политики ОПЕК критически необходимо.

Крупнейшие нефтедобытчики мира 07-01.jpg
Крупнейшие нефтедобытчики мира

Напомним, что на протяжении последнего года ОПЕК пытается согласовать политику снижения добычи нефти, чтобы таким образом повлиять на цены. Первый заход был предпринят ровно год назад, в мае 2016-го, но окончился безрезультатно из-за упорного нежелания иранцев, только-только вышедших из-под санкций, связывать себя обязательствами по снижению добычи. К соглашению удалось прийти в ноябре прошлого года, когда члены ОПЕК договорились снизить добычу на 1,2 млн баррелей в сутки (до 32,5 млн баррелей). При этом основной вклад в снижение внесла Саудовская Аравия, Иран же добился права сохранить достигнутый уровень добычи. К соглашению присоединилась и Россия, пообещав убрать с рынка до 300 тыс. баррелей в сутки.

Мотивы договаривающихся сторон понятны. С 2014 года вследствие резкого роста добычи сланцевой нефти в США на фоне замедления роста мировой экономики и возникшего таким образом избытка предложения на нефтяном рынке цены на это сырье обвалились почти втрое, со средних 105 долларов за баррель в 2013 году до 34 долларов в январе 2016-го. Для картеля это означало недополученный доход в размере свыше 790 млрд долларов по итогам одного только 2016 года. Дошло до того, что Саудовская Аравия начала верстать бюджет с гигантским дефицитом (87 млрд долларов уже в 2015 году) и безжалостно резать свои легендарные социальные программы. Комфортной ценой в ОПЕК называют уровень 55–60 долларов за баррель. В то же время к началу мая 2017-го цены вернулись на отметку 50 долларов за баррель — это уровень, отмеченный накануне подписания предыдущего соглашения ОПЕК.

Для России этот вопрос тоже не праздный: в 2013 году на нефтегазовые доходы пришлось 46,1% всего наполнения федерального бюджета.

По предварительным данным, майский саммит картеля в Вене должен согласовать снижение добычи еще на 0,6 млн баррелей в сутки. Россия в лице министра энергетики Александра Новака уже выразила поддержку этим инициативам. В случае успеха, полагают аналитики, цены на нефть за короткое время взлетят до 57 долларов за баррель. При пролонгации ранее согласованных квот на добычу стоит ожидать только сохранения текущего уровня цен. Однако при отсутствии согласия в нефтяном картеле можно ожидать и падения цен до 40 долларов за баррель. Для России эта отметка считается порогом приемлемости.

Впрочем, возможно, пикировка министров обороны перерастет в нечто большее. И тогда цены взлетят — для тех, кто останется на рынке.