О странностях насилия

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
15 мая 2017, 00:00

Инга Кузнецова пишет женским языком, и если в поэзии этот язык после всего сказанного Мариной Цветаевой воспринимается как само собой разумеющееся, то в прозе он в новинку. До недавних пор совершенствуясь исключительно в поэзии, Инга Кузнецова вышла за ее пределы в первый раз и повела себя как истинный неофит — не считаясь ни с какими законами жанра. В результате получилась проза, о существовании которой мы догадывались и даже читали нечто подобное в переводах, но воспринимали ее как всего лишь частный случай — ответвление от мейнстрима. «Пэчворк» — это осознанное путешествие в глубины женского подсознания, где все странно и непонятно. Там происходит загадочный алхимический процесс: один поток информации соединяется с другим, а потом еще с десятью и все они каким-то образом преображаются и концентрируются в метафору, смысл которой, может быть, и объясним, но любая трактовка отсекает от ее первозданного значения слишком большие куски. Читая прозу Кузнецовой, смотришь на мир сквозь линзу, делающую его прекраснее и одновременно ужаснее. Текст словно добавляет восприимчивости, и каждое событие становится необычайно значимым, каждый услышанный звук включает в себя несколько обертонов, прежде неслыханных. Произнесенные вслух слова теряют свой прежний смысл — и приобретают новый. И еще несколько минут после закрытия этой книги не можешь прийти в себя. Думаешь: не стоит ли и в самом деле последовать совету, вынесенному на обложку, и немедленно сжечь эту книгу — просто для того, чтобы остаться самим собой и в том мире, к которому привык, где параллельные прямые никогда не пересекаются? Десяток таких перформансов, и книга могла бы стать культовой.

 

Кузнецова Инга. Пэчворк. После прочтения сжечь. — М.: Издательство «Э», 2017. — 224 с. Тираж 1000 экз.