— Мы уже рассказывали о деятельности МВШИ на страницах журнала, последний раз в 2015 году. Поэтому, может быть, скажете кратко о пути, который прошла школа, и о том, что предстоит сделать в ближайшей перспективе?
— Со дня получения лицензии прошло четыре с половиной года. За это время мы сформировали и запустили ряд программ для подготовки инженерных, руководящих кадров для службы заказчика промышленных предприятий, инжиниринговых компаний и институтов развития по тематике «Инжиниринг промышленных систем». В настоящее время мы работаем над созданием образовательных программ по тематике «Инжиниринг продукта и дизайн», чтобы восполнить недостаток подобных программ в России.
В Европе, в частности в Германии, Швейцарии и Италии, есть вузы и специализированные школы, которые предлагают как среднесрочные, так и магистерские программы по этому направлению. С некоторыми мы ведем активный диалог и планируем, скооперировавшись также с заинтересованными российскими вузами, создать аналогичную программу мирового уровня.
— Какой логикой руководствуется МВШИ, когда принимает решение о разработке и запуске тех или иных программ?
— Для того чтобы приблизиться к потребностям наших клиентов, дать возможность выбора и поэтапного развития компетенций, мы построили программы по модульному принципу. Мы предлагаем долгосрочные комплексные программы, состоящие из отдельных модулей, а также краткосрочные курсы и экспертные семинары.
Конечной целью является создание продуманной комплексной программы по тематике «От идеи создания нового продукта / линейки продуктов до серийного производства». При этом мы рассматриваем все фазы планирования и строительства как новых предприятий под заданный продукт, так и организацию выпуска новой продукции на имеющихся производственных площадях.
Можно обратить внимание читателя на схему, немного сокращенную, где как раз показана логика построения такой программы, состоящей из двух частей, «Инжиниринг продукта» и «Инжиниринг промышленных систем», которые в комплексе раскрывают полный жизненный цикл продукта. При этом можно выбрать как всю комплексную программу, так и одну из ее частей или отдельные модули, курсы.
Особенность модульных программ в том, что они дают междисциплинарные компетенции, прежде всего управленческие, экономические и инженерные.
Краткосрочные курсы и информационно-консультационные семинары направлены на освоение практических методик, на решение конкретной производственной задачи в сжатые сроки.
— Разработав и запустив ряд программ для организации эффективного производства, МВШИ выводит на рынок новую программу. С чем это связано?
— Мы ни в коем случае не останавливаемся на достигнутом. Сама жизнь подсказала обратить внимание именно на разработку продукта, на промышленный дизайн, на вывод продукта на рынок. Хорошо, когда есть ясность с тем, какую продукцию, в каком объеме и в какие сроки следует выпускать. Но так бывает не всегда. Часто предприятиям сначала нужно пройти все фазы: от идеи создания новых для них продуктов через маркетинговые исследования, создание опытных образцов и их испытаний до запуска в серийное производство с учетом всех нюансов и факторов, воздействующих на это производство.
— Для какой категории предприятий актуально это новое направление?
— Как известно, дьявол кроется в деталях. И вот о том, каковы эти детали, на что нужно обращать внимание при реализации идей по выпуску новой продукции, будет полезно узнать представителям как крупных предприятий, так и владельцам и сотрудникам небольших инновационных компаний, конструкторских бюро, студий промышленного дизайна. Особенно в том случае, если предприятия ориентированы на импортозамещение либо на экспорт продукции.
— Как вы считаете, руководители высшего звена сейчас разделяют точку зрения, что системная подготовка кадров необходима для повышения эффективности предприятия?
— Думаю, будет уместным рассказать о нашем недавнем общении с одним кризис-менеджером. Перед ним стоит задача вывести в зону рентабельности предприятие, в советское время процветавшее, а теперь увядшее и депрессивное. За шесть месяцев на этом предприятии наметилась положительная динамика, усилия по производству запатентованной продукции позволили не потерять рынок. Для движения вперед принимаются решения о замене оборудования, сносе старых цехов и строительстве на их месте индустриального парка, создания управляющей компании с целью привлечения средних российских инновационных компаний и зарубежных компаний для создания совместных предприятий.
С такими руководителями мы, как правило, находим взаимопонимание по обучению сотрудников в нашей школе. Ведь такой лидер нацелен на результат, и ему нужна команда руководителей проектов с междисциплинарными компетенциями.
Опыт показал, что мы на одной волне как с прогрессивно думающими руководителями больших предприятий, так и с заинтересованными в развитии владельцами малого и среднего бизнеса. Показательный пример — наше сотрудничество с другой крупной машиностроительной корпорацией. Сначала обучение по отдельным модулям прошла небольшая группа из руководящего состава во главе с заместителем директора по развитию. Такое своего рода тестирование обучения привело к продолжению сотрудничества, и теперь по специальной программе будет проходить подготовку большая группа начальников цехов и руководителей проектов уже непосредственно на заводах корпорации.
Подобные выездные корпоративные программы можно порекомендовать как удачный формат для крупных предприятий и региональных институтов развития.
Распространена также практика, когда с одного предприятия на обучение приходят командами из двух-трех-четырех человек — к примеру, технолог, директор по производству, главный инженер. Перед ними могут стоять задачи по организации нового производства, модернизации существующих линий, по расширению продуктовой паллеты. В рамках программы они под наблюдением кураторов прорабатывают концепции и пишут технико-экономическое обоснование, что имеет большую практическую ценность.
— Вы упомянули региональные институты развития. С ними тоже есть точки пересечения?
— Да, это еще одна категория учреждений, с которыми у нас общие интересы. Сотрудники инжиниринговых центров, корпораций развития, управляющих компаний технопарков и других структур в регионах могут получить комплексные компетенции по организации проектной деятельности.
Положительная практика взаимодействия с регионами у нас уже имеется: от информационно-консультационных семинаров до 200-часовых программ. География довольно обширна: это и Центральный федеральный округ, и Поволжье, Урал и Ханты-Мансийский автономный округ, Дальний Восток.
Поэтому, опираясь на позитивные отзывы, я хотел бы также предложить сотрудничество по подготовке кадров представителям институтов развития, заинтересованным в количественном и качественном росте производственных предприятий, в поддержке малого и среднего предпринимательства в своих регионах.
В качестве заключения хотел бы отметить, что все наши программы — и те, что упомянуты сегодня, и те, что я не успел назвать, — нацелены на то, чтобы в России было как можно больше отечественной, качественной, востребованной, конкурентоспособной продукции.