Совет управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) подавляющим большинством голосов отклонил очередную попытку России отменить запрет на финансирование новых российских проектов. Было отклонено и наше предложение не нарушать права участников соглашения о ЕБРР (Россия тоже является таким участником), если это не предусмотрено текстом соглашения о создании ЕБРР. Получается, что в угоду политике большинство членов ЕБРР согласились с возможностью нарушать положения уставных документов международных финансовых организаций, отметил после заседания совета министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
При этом речи о выходе России из ЕБРР в ближайшей перспективе пока не идет.
Новые инвестиции ЕБРР в Россию были приостановлены в июне 2014 года, на волне антироссийских санкций. К концу первого квартала 2017-го общий объем инвестиций ЕБРР в Россию сократился до 3,7 млрд евро с максимума в 10,4 млрд евро в третьем квартале 2012 года. По оценке Минфина, через два-три года они сократятся до нуля. В то же время, по сообщению самого ЕБРР, доля российских инвестиций в его портфеле составляет всего 10%. Но самое интересное, что из 1,7 млрд евро прибыли ЕБРР за 2016 год почти треть приходится именно на российские проекты. В связи с этим, предупредил Максим Орешкин, Россия намерена объяснить международным рейтинговым агентствам, что они должны учитывать сокращение доходов от РФ в портфеле ЕБРР при присвоении рейтингов банку. Если это даст результат, то, возможно, высший рейтинг ЕБРР от S&P, Fitch и Moody’s будет понижен.
Изначально ЕБРР создавался как инструмент развития Центральной и Восточной Европы, а позже и постсоветского пространства. Основные направления вложений ЕБРР — агропромышленный комплекс, IT, коммуникации, муниципальная инфраструктура, природные ресурсы, энергетика, промышленное производство.
Руководитель центра макроэкономической информации Альфа-банка Наталия Орлова так комментирует ситуацию: «Традиционно считается, что финансирование ЕБРР важно для среднего бизнеса, работающего в сферах, нуждающихся в привлечении долгосрочного капитала, которого в России, как и в других странах с развивающимися рынками, обычно не хватает или он слишком дорог. На мой взгляд, роль ЕБРР для тех предприятий, которые имели доступ к этим ресурсам (например, в сегменте сельского хозяйства или в энергетике), была безусловно важной, но в масштабах экономики влияние его инвестиций было мало заметно».