Цель по инфляции почти достигнута. Какой ценой?

15 мая 2017, 00:00

По итогам апреля индекс потребительских цен в годовом выражении опустился до 4,1%. Лишь одна десятая процента отделяет нас от официального таргета по инфляции, поставленного Банком России осенью 2014 года во главу угла своей монетарной политики. Вполне вероятно, что уже в ближайшие месяц-два, на полгода раньше графика, инфляция коснется заветной отметки и даже опустится ниже.

За быструю дезинфляцию пришлось заплатить хронически высокими процентными ставками 03-01.jpg
За быструю дезинфляцию пришлось заплатить хронически высокими процентными ставками

Можно представить, с какой помпой и пафосом отрапортует об этом свершении глава ЦБ президенту. Однако в победном докладе вряд ли будет сказано, какую цену заплатила за эту «победу» экономика. Основных побочных эффекта два: экстраординарно дорогой кредит и лишенный всяких ориентиров, избыточно волатильный обменный курс. Оба обстоятельства чрезвычайно пагубно влияют на способность хозяйствующих субъектов к простому воспроизводству, не говоря уже о развитии.

Банк России же записывает оба эти пункта себе в актив. Оказывается, высокие реальные процентные ставки (сегодня средняя конечная стоимость корпоративного кредита в РФ, за вычетом инфляции, превышает 6% годовых — это беспрецедентный в мире уровень) обнуляют спекулятивный спрос на заемные средства, оставляя его здоровым и взвешенным. При этом регулятор почему-то забывает о десятках миллиардах долларов, вложенных нерезидентами в спекулятивную схему carry trade, порожденную задранными российскими ставками.

Ну а свободный обменный курс, считает ЦБ, помогает экономике «абсорбировать внешние шоки» и защищает национальную валюту от спекулятивных атак. При этом ЦБ предпочитает не замечать, что плохо предсказуемые колебания рубля сами по себе являются сильнейшим негативным шоком, дезорганизующим нормальную деятельность компаний, причем не только экспортеров, и потребительско-сберегательное поведение населения.

В ближайших номерах «Эксперта» мы подробно рассмотрим истоки и контекст рождения политики инфляционного таргетирования за рубежом, попытаемся понять, почему эта модель монетарного регулирования получила довольно широкое распространение, включив в число своих адептов около трех десятков государств. Почему при этом главные центробанки мира — американская ФРС, Европейский центральный банк, Банк Японии и Банк Англии — предпочли не поддаваться модному тренду. Ну и, наконец, зададимся вопросом, адекватна ли модель инфляционного таргетирования для России здесь и сейчас, есть ли разумные альтернативы и каким мог бы быть сценарий выхода из крайне неоднозначного монетарного режима.