Почему мы защищаем помидоры

Вера Кузьмина
корреспондент журнала «Эксперт»
22 мая 2017, 00:00

Россия и Турция пришли к взаимному согласию о частичной отмене продовольственных ограничений, но турецкие томаты и огурцы на российских прилавках появятся только через три года. За это время отечественные аграрии смогут окупить инвестиции и занять лидирующие позиции на своем рынке

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

В ходе недавней сочинской встречи президента России Владимира Путина с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом главы обеих стран договорились о частичной отмене взаимных торговых ограничений, установленных за последние полтора года. Это, в частности, означает, что Россия снова сможет экспортировать в Турцию пшеницу, а турецким поставщикам овощей и фруктов открывается дорога на российский рынок. Однако, если исходить из этих договоренностей, туркам в ближайшее время не удастся вернуть себе прежние позиции на нашем рынке: основной импортируемый продукт — томаты и менее значимый по объему — огурцы Турция сможет поставлять только через три года. Это при том, что до введения запрета Турция была основным поставщиком овощей, в частности томатов, в Россию — на нее приходилось порядка 50% общего объема импорта овощей.

Основная причина пролонгации ограничения на поставку турецких томатов заключается в желании правительства РФ поддержать отечественных производителей, которые после введения эмбарго в 2014 году на волне импортозамещения стали активно инвестировать в тепличный бизнес. По данным Союза производителей плодов и овощей, за последние четыре года Россия вложила в производство тепличных овощей более 150 млрд рублей. За это время значительную часть проектов уже успели достроить и сейчас основная задача аграриев — окупить эти вложения.

Все дело в свете

«С точки зрения поддержки инвесторов продление ограничений на импорт турецких томатов даст возможность запустить начатые проекты на полную мощность и попытаться хотя бы частично отбить вложенные средства. Не думаю, что продление запрета стимулирует новые инвестиции в производство овощей, поскольку уже есть понимание, что в ближайшей перспективе запрет все же будет снят, а конкуренция с турецкими томатами значительно увеличит сроки окупаемости российских проектов», — считает Виталий Шеремет, руководитель сельскохозяйственного сектора компании KPMG.

В действительности, если бы ограничения на турецкие поставки были сняты сейчас, отечественные производители могли бы оказаться в убытке, не выдержав конкуренции по цене с турецкими овощами: себестоимость их выращивания в теплицах Турции значительно ниже, чем в отечественных. В первую очередь это связано с климатом и длиной светового дня, что позволяет местным производителям выращивать овощи в простых парниках. «У нас примерно такая же освещенность, как в Турции, в Карачаево-Черкесии. Там светокультура практически не нужна, лишь на два месяца в году, все остальное время можно выращивать овощи при естественной освещенности», — говорит Тамара Решетникова, генеральный директор компании «Технологии Роста». Если сравнивать с другими регионами, например ближе к Москве, то там при естественной освещенности можно выращивать овощи всего четыре месяца в году — с мая по август. Отечественным производителям приходится вкладывать существенные средства в теплицы нового поколения, чтобы собирать более или менее рентабельные объемы овощей. «У нас импортозависимость по томатам составляет 60–70 процентов. Если этот импорт снова хлынет на наш рынок, сроки окупаемости наших новых тепличных комплексов возрастут. Ведь турки, чтобы вернуть свои позиции, будут демпинговать. Комбинаты, которые были построены три-четыре года назад, не смогут выполнять свои обязательства перед кредиторами и реализовывать свою продукцию по запланированным ценам, которые позволили бы им окупиться», — сказал «Эксперту» Михаил Глушков, исполнительный директор Плодоовощного союза.

Причину ограничительных мер можно увидеть и в стратегических соображениях расширения уже существующего производства: если огурцы разных сортов в наших теплицах уже выращивают в больших объемах, то с томатами дело обстояло иначе: в основном помидоры у нас выращивают самых простых видов, а большая часть интересных сортов завозилась из той же Турции или Абхазии. Теперь же перед аграриями стоит задача расширения ассортимента.

Эмбарго и турецкий запрет привлекли в тепличный бизнес предпринимателей из других отраслей: автомобильной и нефтяной промышленности, телекоммуникаций, ритейла. Например, владелец продовольственной розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий построил в Краснодарском крае тепличный комплекс «Зеленая линия» (83 га, валовой сбор — 29 480 тонн за 2015 год). А, например, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков пришел в тепличный бизнес, купив крупнейший на сегодняшний день тепличный комплекс «Южный» в Карачаево-Черкесии площадью 100 га. По данным Плодоовощного союза, на 2017–2018 годы запланировано 15 новых проектов общей стоимостью около 100 млрд рублей. Наибольшее число теплиц будет построено в Липецкой области (102,4 га) и Ставропольском крае (99,7 га). Крупнейший из новых проектов планирует реализовать в Краснодарском крае АО «Тандер» (тоже принадлежит Сергею Галицкому) — строительство теплиц общей площадью 147,2 га с инвестициями 10 млрд рублей. «Этот бизнес привлек всех и стал местом концентрации инвестиций. Люди увидели в нем определенную доходность, которая позволит достаточно быстро окупить вложенный капитал. Тепличный комплекс может работать в среднем двадцать-тридцать лет, а срок его окупаемости — до десяти лет. Достаточно долго, но в условиях нынешней экономики это уже норма, потому что есть бизнес, который вообще не окупается», — говорит президент Плодоовощного союза Сергей Королев.

Валовые сборы помидоров защищенного грунта промышленного выращивания в России в 2012-2016гг. Данные по импорту томатов (с учетом ввоза из стран ТС) 30-02.jpg
Валовые сборы помидоров защищенного грунта промышленного выращивания в России в 2012-2016гг. Данные по импорту томатов (с учетом ввоза из стран ТС)

Будущее за пятым поколением

На российском тепличном рынке сейчас существует условно три вида теплиц: так называемые антрацитовские (теплицы построенные в советское время из стекла и бетона — это теплицы так называемого третьего поколения; теплицы первого и второго поколений уже не строят), а также два вида новых теплиц — четвертого и пятого поколений. Их отличает большая технологичность, высокая герметизация, автоматизация, позволяющая из большого числа настроек параметров выращивания выбрать оптимальную для данной теплицы и культуры, и, самое главное, досветка, которая удваивает урожайность овощей. Теплицы последних поколений менее энергоемкие. Сейчас инвестиции направляются на строительство теплиц четвертого или пятого поколений.

Приблизительная стоимость постройки теплиц четвертого поколения в среднем 2,5–3 млн евро за каждую, пятое поколение на 25–30% дороже. При этом урожайность теплиц пятого поколения на 15–20% выше, чем у теплиц четвертого поколения. Теплиц четвертого поколения в России пока что немного, а теплица пятого поколения всего одна. Расположена она в Липецкой области, где компания «Липецкагро» уже начала строительство второй теплицы — «Елецкие овощи» — по аналогичной технологии. Конструкции у теплиц четвертого и пятого поколений фактически одни и те же. Главное отличие теплиц пятого поколения от четвертого состоит в их способности поддерживать микроклимат внутри теплицы, в частности за счет небольшого избыточного давления внутри нее. Это отпугивает вредителей, которые из-за давления не могут проникнуть в такую теплицу, что позволяет экономить на инсектицидах.

Несмотря на очевидный инновационный тренд на тепличном рынке, пока что половина теплиц в стране — антрацитовские: «Разница старых и новых технологий в том, что сейчас на одном квадратном метре выращивают максимум 150 килограммов огурцов и 90 килограммов помидоров, средний показатель урожайности — 70 и 55 килограммов соответственно. Средний показатель теплиц старого образца для огурцов — порядка 35 килограммов, для томатов — около 30 килограммов», — говорит Тамара Решетникова. Урожайность культур зависит не только от типа теплиц, но и от применяемых там агротехнологий. Урожайность в 150 кг огурцов и 90 кг помидоров может быть достигнута только в теплицах четвертого и пятого поколения.

Впрочем, сейчас часть существующих теплиц производители могут переориентировать на производство томатов за счет установки досветки, необходимой для их выращивания, но ощутимо увеличить мощности на существующих площадях не получится — необходимы новые теплицы. Технологии выращивания томатов несколько отличаются, в основном это связано с расходом электричества — томатам для созревания нужно больше света. Себестоимость их производства выше, чем у огурцов. Кроме того, урожайность огурцов в светокультуре намного выше, чем урожайность томатов, поэтому многие тепличные комплексы ориентированы больше на производство огурцов, что создает дефицит томатов.

Тепличные условия

Увеличению объемов инвестирования в тепличный бизнес способствовал не только запретит импорта, но и поддержка аграриев государством. Основными мерами поддержки в рамках государственной программы были предложены компенсация 20% капитальных затрат на строительство объектов АПК, в том числе тепличных комплексов (после ввода в эксплуатацию) и субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. «Господдержка — серьезная мера, поскольку речь идет о прямых затратах. Многие инвесторы колебались, вкладываться в этот бизнес или повременить, но сейчас они серьезно планируют и реализуют проекты», — рассказывает Виктор Семкин, генеральный директор агрохолдинга «Московский».

 30-03.jpg ТАСС
ТАСС

 

Отечественным производителям приходится вкладывать существенные средства в теплицы нового поколения, чтобы собирать рентабельные объемы овощей

 

В соответствии с госпрограммой для полного замещения импорта овощей, выращиваемых в защищенном грунте, необходимо строить по 300 га теплиц в год. Но реализовать этот план пока не удается: в 2016 году было построено только 160 га теплиц. На 2017–2018 годы пока что заложено 15 новых инвестиционных проектов на 500 га. Чтобы ввести 300 га теплиц в год, инвесторам необходимо ежегодно направлять около 50–60 млрд рублей в год только на строительство новых тепличных комплексов.

Что касается кредитования, то стандартные условия по кредитам — 15% годовых, однако предприниматели ориентируются на получение кредита по льготным условиям, где эффективная ставка ниже, до 5% годовых. Получить такой кредит может любой предприниматель, если ему удастся оказаться в числе тех, на кого хватило средств (сейчас государство сокращает поддержку АПК).

Несмотря на то что процесс импортозамещения в тепличном овощеводстве идет быстрыми темпами, эксперты считают, что многое зависит от решения главного вопроса — сохранения рентабельности отрасли. Когда были введены меры господдержки тепличного овощеводства, рентабельность составляла 15%, а окупаемость проектов находилась на уровне семь-восемь лет. Сейчас, в связи с ростом операционных расходов и падением покупательского спроса, рентабельность упала до 8%, а сроки окупаемости начали приближаться к 12 годам.

По данным Плодоовощного союза, до введения эмбарго доля российских томатов закрытого грунта на внутреннем рынке составляла всего 18%, но сейчас выросла до 40–50%. Хороший рост произошел и в производстве огурцов — доля отечественных огурцов уже достигает 80%. Заметим, что это произошло на фоне того, что запрещенный импорт все равно поступал в нашу страну через Белоруссию и Азербайджан (точного объема «серого» рынка никто не знает; по приблизительным оценкам, он может доходить до 50% от официального импорта: в 2016 году из 468 тыс. тонн ввезенных овощей примерно 200 тыс. тонн составлял «серый» импорт).

В России, по мнению специалистов, можно производить любые сорта овощей, в том числе те, которые в конечном счете имеют высокую добавленную стоимость. «Мы производим очень вкусные короткоплодные огурцы-гибриды, но они сложны в технологии выращивания, очень капризны, и стоимость их высокая. Их закупают по хорошим ценам “Азбука вкуса” и “Глобус Гурмэ”, где покупатели хорошо разбираются в сортах и выбирают самые лучшие овощи», — говорит Виктор Семкин.

Но даже если отечественным производителям удастся производить овощи в необходимых объемах, зависимость от импорта все равно останется — чтобы выращивать овощи, необходимы семена. На данный момент более 80% семян, используемых в овощеводстве, в том числе в тепличном секторе, — импортные. Лидеры их поставок в Россию — Нидерланды и Израиль. «Если по каким-либо причинам в Россию перестанут поставлять семена — у нас не будет своих овощей. Научная работа находится на крайне низком уровне», — объясняет глава Плодоовощного союза Сергей Королев.

В России над созданием собственного семенного фонда работают сейчас несколько компаний, в том числе тепличные комбинаты. Самый крупный селекционный центр, специализирующийся на выведении отечественных семян, —компания «Гавриш». Если сравнивать импортные семена с отечественными, то первые могут обойтись российским аграриям вчетверо дороже. «В упаковке сто семян, их средняя стоимость — три тысячи рублей. Сорта розовых томатов стоят четыре тысячи рублей, черри — две с половиной тысячи, при этом выживаемость — около 65 процентов. Отечественные семена хорошие, стоят они намного дешевле, за ту же самую упаковку в сто семян отечественный селекционер попросит тысячу рублей», — говорит владелец агрокомбината «Ставрополь» Мусса Дотдаев.

Несмотря на то что отечественным селекционерам сейчас удалось создать семена отдельных сортов овощей, полного замещения импорта в перспективе ближайших пяти лет ожидать не стоит. «Пока что у наших семян много слабых мест, слабая селекционная составляющая и мало новинок. Мы покупаем семена только уже проверенных сортов овощей», — подчеркивает Виктор Семкин.