Как Трамп убегал от импичмента

Дмитрий Гавриленко
редактор новостей Expert.ru
29 мая 2017, 00:00

Президент США отправился в первое международное турне и наконец оказался на «своем» поле, что дает ему шанс поправить внутриполитическую ситуацию

ТАСС

За прошедшие четыре месяца президентства вынужденный бесконечно защищаться Дональд Трамп только терял очки во внутриполитической борьбе. Его рейтинг неуклонно снижается, а СМИ не прекращают травлю президента. Первое зарубежное турне президент США использовал, чтобы показать американцам, что они не ошиблись с выбором своего лидера.

Ближний Восток традиционно первый

На старте чета Трампов посетила Саудовскую Аравию. Итогом переговоров стали оборонные контракты на 109,7 млрд долларов, заключенные между Вашингтоном и Эр-Риядом. Соглашение предусматривает поставки в Саудовскую Аравию американских ракет, боевых машин пехоты, сторожевых катеров Mk V, тяжелых транспортных вертолетов CH-47F Chinook, вертолетов среднего класса Sikorsky S-70i International Black Hawk, танков M-1 Abrams, зенитных ракетных комплексов Patriot, систем ПВО THAAD. С учетом десятилетних контрактов на обслуживание и инвестиционных соглашений общая сумма заключенных сделок достигает, по разным оценкам, 350–380 млрд долларов. Впрочем, пока что большая часть подписанных бумаг — это лишь договоры о намерениях, тем не менее коммерческий успех первого зарубежного визита «короля сделок» очевиден. Трамп заявил, что таким образом он создает рабочие места в американской экономике, и это неизбежно принесет ему популярность в США как среди граждан, так и среди политической и особенно военной элиты.

Кроме того, в ходе визита обсуждалась идея создания военного союза на Ближнем Востоке по образцу НАТО. В предполагаемый военный альянс могут войти три десятка стран, в том числе Египет, Иордания, ОАЭ и Саудовская Аравия, и последняя рассчитывает на руководящую роль. Для Трампа такой военный союз необходим, чтобы покончить с «Исламским государством» (организацией, запрещенной в России), не посылая на Ближний Восток американских солдат. Вторая плохо скрываемая задача партнеров в основном с суннитским большинством — противостояние иранской экспансии в регионе. А ведь под боком еще и пылающий Йемен с «Аль-Каидой» и тем же Халифатом. Вот уже который год ситуацию в этой стране не могут взять под контроль интервенты из Саудовской Аравии, даже с помощью американского оружия и африканских наемников. В общем, задач для арабского НАТО предостаточно, требуется лишь «добро» заокеанского партнера.

 15-02.jpg ТАСС
ТАСС

<big>Требовать у союзников по трети триллиона долларов становится фирменным стилем Дональда Трампа</big>

Пока Трамп остается президентом США, Саудовская Аравия не решится отменять заключенные контракты и политические соглашения — это небольшая плата за право быть главным союзником США в арабском мире. При президенте Бараке Обаме Эр-Рияд практически лишился этого статуса, американская дипломатия помимо поддержки опасной для Саудовской Аравии «арабской весны» пошла на сближение с Ираном, заключив «ядерную сделку». Трамп резко изменил ближневосточный курс, назвав заключенную с Тегераном сделку «худшей сделкой из всех, каких я когда-либо видел». Кроме того, новый американский президент не поднимает неудобных для Саудовской Аравии вопросов о демократии в королевстве, делая скидку на местные традиции. В Эр-Рияде следуют путем разумных компромиссов. Созданный по инициативе дочери президента США и советника Белого дома Иванки Трамп Фонд женщин-предпринимателей под управлением Всемирного банка получит от властей Саудовской Аравии и ОАЭ 100 млн долларов на помощь женщинам Ближнего Востока. Иванка Трамп, в свою очередь, отметила прогресс в ситуации с правами женщин в Саудовской Аравии. Действительно, прогресс налицо, ведь последняя публичная казнь женщины по обвинению в колдовстве состоялась в Саудовской Аравии уже более пяти лет назад.

Из Эр-Рияда президент США отправился в Тель-Авив, где провел встречи как с руководством Израиля, так и с лидером Палестинской автономии. И здесь Трамп снова продемонстрировал амбиции: по его мнению, сейчас есть большая вероятность, что США и Израиль смогут заключить сделку по урегулированию длящегося десятилетиями палестино-израильского конфликта. Если Трампу удастся реализовать намеченное, то рукоплескать ему будут не только на родине, но и во всем мире. Впрочем, сколько таких амбиционных планов уже было похоронено на Ближнем Востоке.

Однако надо учесть, что кроме политических очков мир между Израилем и его соседями принесет Дональду Трампу и экономическую выгоду, так как обеспечение обороноспособности Израиля недешево обходится американскому бюджету. Министр обороны Государства Израиль Авигдор Либерман напомнил: «На сегодняшний день надо четко понимать: пакет американской помощи Израилю в области безопасности, который мы подписали в конце прошлого года, составляет 38 миллиардов долларов. Никакой альтернативы этим 38 миллиардам долларов нет!» Трамп, видимо, считает, что есть, и эта альтернатива — мир с соседями. Либерман также заявил, что Израиль внес поправки в протоколы обмена разведанными с США. Нетрудно догадаться, что это укол Трампу в связи с сообщениями о передаче России секретных данных о планах террористов.

Как и Саудовская Аравия, Израиль поддерживал, мягко говоря, непростые отношения с администрацией Барака Обамы и, возможно, будет готов пойти на определенные уступки. Хотя в комментариях в израильской прессе сквозит настороженность, не обманет ли хитрый Трамп с «заключением сделки» доверчивого премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Старый Свет на закуску

Из Израиля Трамп отправился на Апеннинский полуостров, нанеся визит в Ватикан. Если в Саудовской Аравии сопровождавшие Трампа дамы вызывающе ходили с непокрытыми головами, то во время встречи с папой римским Мелания и Иванка Трамп не только накинули мантильи, но и оделись во все черное, став похожими на монашек в трауре, что, безусловно, должно было порадовать представителя Ордена иезуитов. В Риме президент США провел переговоры с президентом и премьер-министром Италии.

На переднем плане — президент США Дональд Трамп (слева) и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй (справа), по центру — премьер-министр Венгрии Виктор Орбан 15-03.jpg ТАСС
На переднем плане — президент США Дональд Трамп (слева) и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй (справа), по центру — премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
ТАСС

Ненадолго оставив Италию, Трамп посетил саммит НАТО в Брюсселе. Сказав дежурные слова об основных угрозах альянсу («НАТО будущего должна сосредоточиться на терроризме и миграции, а также на угрозах со стороны России и с востока и юга»), которые были обращены не столько к присутствующим, сколько к оставшимся дома парламентариям, президент США перешел к делу. Прежде всего он лишний раз напомнил членам НАТО о необходимости больше платить за общую оборону. Сейчас только Великобритания, Польша, Греция и Эстония тратят более двух процентов ВВП на альянс, США — 3,61%. Канцлер ФРГ Ангела Меркель в ответ заметила, что примерно к 2024 году и Германия начнет тратить обещанные два процента. Но не обмолвилась о счете на 375 млрд долларов, который Трамп выставил Германии во время первой встречи с Меркель в Вашингтоне. Именно в такую сумму новый президент США оценивает немецкую задолженность перед НАТО. Требовать у союзников по трети триллиона долларов становится фирменным стилем Дональда Трампа, и даже если ФРГ, в отличие от Саудовской Аравии, удастся добиться существенной скидки, нельзя не признать: новый президент США умеет продавать товары и услуги. Еще одной внешнеполитической победой Трампа можно считать решение НАТО присоединиться к международной коалиции во главе с США, ведущей борьбу с ИГ в Ираке и Сирии. О реальной переговорной позиции Трампа в отношении России невольно поведал председатель Европейского совета Дональд Туск: «Я не на сто процентов уверен, что у нас с господином президентом общая позиция, общее мнение о России. Хотя, когда мы начинаем обсуждать конфликт на Украине, кажется, что мы стоим на одной стороне». Для военных союзников все-таки неплохо быть «кажется, на одной стороне».

Вернувшись в Италию, на этот раз на Сицилию, где проходит саммит «большой семерки», Дональд Трамп оказался в той же компании, которая присутствовала на саммите НАТО, только к лидерам стран присоединился премьер-министр Японии Синдзо Абэ. А напористый Трамп переключился с темы «сколько союзники должны США за оборону» на тему «сколько промышленно развитые страны должны США за доступ к их рынку».

Как далеко до импичмента

Девятидневное международное турне Дональда Трампа, призванное показать его мировым лидером и прежде всего эффективным защитником американских экономических и политических интересов, можно считать успешным. Ближайшее время покажет, достаточно ли этого, чтобы погасить бесконечные скандалы в Вашингтоне.

Несмотря на то что еще 8 ноября прошлого года Трамп заручился поддержкой большинства выборщиков, которые 20 декабря 2016 года выбрали его президентом США, а 20 января 2017-го состоялась инаугурация 45-го президента США, борьба за американскую власть разгорается все сильнее. Предвыборное обещание Трампа «осушить вашингтонское болото» выглядит все менее выполнимым, велики шансы, что, напротив, вашингтонское болото поглотит спесивого президента. Быть президентом США и обладать властью в США — это не тождественные понятия. Политическая система США устроена таким образом, что почти абсолютной властью президент США обладает только в области внешней политики. Внутренняя политика опирается на хитросплетение полномочий президента, Конгресса, судебной системы и достаточно сильной власти штатов и муниципалитетов. Ярким примером недостаточных полномочий президента послужили попытки Трампа выполнить предвыборные обещания в области борьбы с незаконной миграцией и терроризмом в США — подписанный им указ «Защита нации от въезда иностранных террористов в Соединенные Штаты» был заблокирован судами и проигнорирован местными органами власти, а Конгресс не собирается принимать соответствующие законы. Исполняющая обязанности генерального прокурора и министра юстиции Салли Йейтс и вовсе запретила юристам минюста защищать президентские указы в судах, за что была тут же уволена Трампом. При этом мало кого интересует суть вопроса, указ пал жертвой политической борьбы — при президенте Обаме из США высылали до полумиллиона незаконных мигрантов в год, но никто не обращал на это внимания.

Такое пересечение полномочий разных ветвей власти появилось не случайно, а как запрограммированная система сдержек и противовесов. Еще отцы-основатели США подумывали об установлении монархии — такой руководитель не способен предать национальные интересы, в отличие от временного главы государства. Однако решено было избирать президента, но в то же время создать политическую систему исключающую возможность для президента действовать вопреки мнению политической элиты. Многим правоведам такая система политического устройства казалось близкой к идеалу. И даже на Конституцию России повлияли эти идеи: два четырехлетних президентских срока, институт вице-президента, Совет безопасности РФ и двухпалатный парламент, где высшая палата формируется регионами. Критики американской политической системы, приводя в пример некоторых американских президентов, не способных запомнить названия стран, на которые США обрушивают бомбы, считают существенным недостатком, когда эта система приводит к вершинам власти идиотов. Сторонники же такой системы, напротив, парируют это утверждение аргументом: система настолько сбалансирована, что сделай президентом даже полного кретина, она все равно продолжает эффективно работать.

Но что делать, если «идиот во власти» игнорирует систему? Раздел 4 статьи 3 Конституции США так определяет основания для импичмента президента США: «Президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках». Так же и раздел 3 статьи 3 Конституции США указывает на преступление как предпосылку для импичмента: «Все дела о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке импичмента, подсудны суду присяжных». То есть основанием для импичмента может служить только уголовно наказуемое преступление, причем не любое, а именно тяжкое. Естественно, степень тяжести — вещь субъективная, но, похоже, у оппонентов Трампа нет даже мелких фактов нарушения закона Дональдом Трампом. Оппозиционная пресса, рассуждая о возможности импичмента, упоминает конфликт интересов Трампа как президента и бизнесмена, поскольку его бизнес-империей продолжают управлять сыновья. Действующему президенту также пытаются вменить в вину допуск его дочери Иванки Трамп к государственным секретам. Ну и главная надежда оппонентов президента — хоть какие-то нарушения, связанные с Россией. Под давлением со стороны Конгресса министерство юстиции 18 мая назначило бывшего директора ФБР с неприятной для русских разведчиков фамилией — Роберта Мюллера — специальным прокурором. Старине Мюллеру поручено курировать расследование о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы 2016 года и о возможном сговоре между командой Трампа и Москвой.

 15-04.jpg ТАСС
ТАСС

Дональд Трамп сбежал от критики сограждан на Ближний Восток, а Белый дом продолжают подозревать в тайных связях с Россией

Дональд Трамп достаточно эмоционально отреагировал на назначение спецпрокурора, написав в твиттере: «При всех незаконных действиях, которые совершались в предвыборном штабе Клинтон и администрации Обамы, никаких спецпрокуроров не назначали!» и «Это крупнейшая в американской истории охота на ведьм по отношению к политику!» Белый дом сформировал команду юристов, которые призваны защищать интересы президентской команды в ходе расследования. Американское законодательство, препятствующее конфликту интересов, например, помешает спецпрокурору Мюллеру допрашивать зятя и старшего советника Дональда Трампа Джареда Кушнера, которого подозревают в контактах с российскими чиновниками, а также бывшего главу предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта. Помощники Трампа в прошлом были клиентами юридической компании WilmerHale, в которой работал Мюллер, и в соответствии с законом принятые на госслужбу юристы на протяжении двух лет не могут заниматься расследованиями, в которых фигурируют их бывшие клиенты.

Большие надежды противники Трампа возлагают на бывшего директора ФБР Джеймса Коми, который собирался дать публичные показания перед комитетом сената по разведке о том, как Трамп оказывал на него давление и просил прекратить дело против своего бывшего советника Майкла Флинна. Но слушания в сенате, назначенные на 25 мая, были перенесены на более поздний срок по просьбе самого Коми, который хочет предварительно поговорить со спецпрокурором Мюллером.

Начатое расследование, однако, не означает, что Трамп близок к провалу. Напротив, расследование способно положить конец бесконечным спекуляциям на тему российского вмешательства и развязать Трампу руки в отношениях с Россией. Антироссийская истерия в США дошла до того, что Дональда Трампа обвинили в передаче министру Сергею Лаврову разведданных, полученных американцами от израильской разведки. Речь идет о планах ИГ осуществить теракт на воздушном судне. То есть президенту США отказывают в праве координировать борьбу с терроризмом вместе с Россией. При этом факт утечки информации с секретных переговоров, который играет на руку террористам, никем не рассматривается как преступление.

Для начала процедуры импичмента достаточно простого большинства голосов в нижней палате Конгресса — палате представителей. Далее дело об импичменте президенту передается в верхнюю палату — сенат, где дело будет рассмотрено под руководством председателя Верховного суда США Джона Робертса. В сенате за импичмент должны проголосовать две трети парламентариев, 67 из ста сенаторов. В законодательстве США не оговаривается возможность президента обжалования в суде решения сената.

В истории США еще ни один президент не был подвергнут импичменту, даже в случаях, когда расследование начиналось и были доказаны правонарушения. Большинство процедур импичмента не получало поддержки даже в палате представителей, например против Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. Всего три раза за историю США дело об импичменте доходило до сената. В случае с Ричардом Никсоном сенат не рассмотрел его по причине добровольной отставки президента. Дважды сенат голосовал по вопросу об импичменте президенту. Бил Клинтон обвинялся во лжи в суде под присягой и препятствовании правосудию. Первое обвинение поддержали 45 сенаторов, а второе — 50 (из ста). То есть, несмотря на неоспоримый факт совершения преступления, сенат решает, заслуживает ли президент из-за этого правонарушение досрочного отстранения от власти. Первая такая попытка состоялась в 1868 году. Для импичмента 17-му президенту США Эндрю Джонсону не хватило одного голоса, но надо отдать должное президенту: он сделал для этого немало. Постоянно конфликтуя с Конгрессом и со своей партией, он несколько раз незаконно увольнял министра обороны. Джонсон также, вероятно, имел связи с Россией — при нем США приобрели Аляску.

Последний довод королей

Если же давление на Дональда Трампа дойдет до высшей точки, блокирует работу Белого дома окончательно и приведет президента к импичменту, то, как уже поговаривают в прессе, политик может решиться развязать новый военный конфликт. Во время войны, как известно, американская элита не рискует менять президентов. Американские удары по Кении, Танзании и Ираку в 1998 году удивительным образом совпадали с дачей показаний Моникой Левински перед Большим жюри (коллегией присяжных заседателей) и началом процедуры импичмента в палате представителей. А обострение событий в Югославии в 1999 году совпало с началом процедуры импичмента в сенате.

Главных претендентов на отвлекающий американский удар два: Северная Корея и Иран. Каждая из этих стран уже давно получила «последнее китайское предупреждение», список претензий со стороны Вашингтона обнародован, и удар по ним не вызовет вопросов. Но военные действия против каждой из этих стран будет иметь далеко идущие последствия. Китай, как известно, категорически против войны на Корейском полуострове. Но в стратегических интересах США немного потеснить Пекин, который стал чувствовать себя полноправным хозяином в Юго-Восточной Азии. Удар по Ирану позволит сохранить теплые отношения с Китаем и сильно обрадует Саудовскую Аравию и Израиль, но испортит отношения с Россией. Впрочем, если Трампу нужно будет доказать Конгрессу отсутствие договоренностей с Москвой, такой план для американского президента выглядит даже предпочтительнее.