Губернатором Иркутской области Сергей Левченко стал в октябре 2015 года — всего около полутора лет назад. Несмотря на противоречивые внутренние процессы в региональной политике и изначально многовекторный характер развития области, серьезных ошибок новая команда в правительстве региона не допустила. О том, как удается выполнять предвыборные обещания, насколько сложно налаживать процессы развития на фоне экономических трудностей, Сергей Левченко рассказал «Эксперту».
Открытость и понятность власти
— Одним из базовых тезисов вашей предвыборной программы стала необходимость повышения прозрачности власти и ее сближение с обществом. Что, на ваш взгляд, удалось сделать?
— Прежде всего хочу сказать: если мы не будем, глядя людям в глаза, говорить об этих проблемах, то никогда их не решим. Открытость и понятность принимаемых решений должны стать неотъемлемыми спутниками региональной и муниципальной власти. За время моей работы на посту губернатора было предпринято несколько системных шагов в этом направлении. Министры регионального правительства постоянно отчитываются перед жителями области в том, какие проблемы решены и что планируется сделать в ближайшей перспективе.
В прошлом году по моему поручению в шести муниципалитетах появились общественные приемные губернатора Иркутской области (в Железногорске-Илимском, Усть-Куте, Тулуне, Бодайбо, Усть-Илимске и поселке Усть-Ордынском). Кроме того, каждый месяц представители региональных министерств выезжают на территории и проводят прием граждан. Подчеркну, что при каждом министерстве созданы и работают общественные советы. Наконец, в прошлом году заработал новый сайт «Открытое правительство». На портале есть данные о деятельности органов исполнительной власти, госзакупках, выборах, сайт также содержит информацию о работе всех 42 муниципальных образований региона. Один из важнейших подпроектов сайта — «Открытый бюджет», здесь можно найти информацию о доходах и расходах региона.
— Тесно связанный с этим вопрос — борьба с коррупцией. Можно ли уже сейчас оценить, получается ли достичь реальных результатов?
— В сфере противодействия коррупции в Иркутской области в 2016 году было сделано многое. В полной мере реализованы указания президента о создании на уровне региона специального органа, который занимается профилактикой коррупции: Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Организована работа постоянно действующего координационного органа — Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области. По поручению президента я лично осуществляю контроль за деятельностью этих органов.
Что касается экономического эффекта, необходимо понимать, что работа в сфере борьбы с коррупцией рассчитана на долгосрочную перспективу. Антикоррупционная политика Иркутской области — составная часть государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, и на данный момент трудно судить об экономическом эффекте от деятельности вновь образованной структуры органов власти в Иркутской области, создание которой инициировано на федеральном уровне.
— Для Иркутской области одна из традиционно непрозрачных сфер — лесная отрасль. В этом году регион станет одним из первых в стране, где будут отработаны новые методы контроля, прежде всего стопроцентная маркировка древесины. Можно ли говорить, что лесной бизнес в регионе станет прозрачнее?
— Лесной бизнес в связи с реализацией пилотного проекта с большой долей вероятности станет полностью открытым. Уже завершился этап постановки пунктов приема и отгрузки древесины на учет. Все данные занесены в реестр, опубликованный на сайте министерства лесного комплекса. Он находится в свободном доступе, любой человек может зайти и посмотреть, законно ли работает тот или иной пункт, и в случае чего сообщить о нарушении. Для предпринимателей, которые поставили свои пункты на учет, в условиях работы областного закона № 100 «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» усложнится процедура приема и реализации незаконно заготовленной древесины, что поможет снизить ущерб и общее количество незаконных рубок лесных насаждений.
Проекты развития
— Еще одна специфическая (по крайней мере, до последнего времени) черта региона — наличие множества крупных проектов, которые начаты, но еще не доведены до конца. Например, в сфере промышленности это проект создания самолета МС-21, в сфере туризма — особая экономическая зона и аэропорт Иркутск. Такие проекты, на ваш взгляд, для региона все-таки приоритетны?
— Реализация крупнейших инвестиционных проектов, без сомнения, является неотъемлемой частью формирования эффективной промышленной политики Иркутской области. Так, благодаря реализации крупных проектов, с объемом инвестиций более 500 миллионов рублей, на территории Иркутской области в перспективе будет создано свыше 15 тысяч рабочих мест. Кроме того, в регионе планируется разрабатывать крупнейшее золоторудное месторождение Сухой Лог, лицензия на которое была разыграна в январе этого года. Освоение этого месторождения с учетом смежных отраслей позволит создать еще 15 тысяч рабочих мест.
Если говорить об упомянутом проекте ПАО «Корпорация “Иркут”» по созданию среднемагистрального самолета МС-21, то он находится на завершающей стадии. В планах корпорации — в мае 2017 года поднять первый самолет в воздух.
В целом крупные федеральные проекты, реализуемые на территории области, не только дают стимул развитию компаний, являющихся их инициаторами, но и способствует расширению всего производственного комплекса региона и развитию смежных отраслей экономики.
— А проекты в сфере туризма?
— Здесь нужно напомнить, что стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года предполагает снижение доли добывающих отраслей в ВРП. И туризм наряду с машиностроением, нефтегазохимией, фармацевтикой представляется наиболее перспективной отраслью, способной дать наибольший прорывной эффект в перспективе.
По итогам 2016 года Иркутская область заняла 15-е место в рейтинге туристической привлекательности регионов России. По нашим оценкам, объем туристского потока в Иркутскую область за 2016 год увеличился на 8,1 процента по сравнению с прошлым годом и составил более полутора миллионов человек.
Конечно, в регионе достаточно остро стоят вопросы развития и модернизации существующей туристской инфраструктуры, создания не просто комфортной и доступной туристской среды, но и строго соответствующей экологическим нормам и требованиям к ведению хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории.
Помимо прочего, началось формирование концепции туристского кластера регионального значения «Байкальское созвездие». Разработан раздел «Туризм» на официальном сайте региона. Готовится стратегия развития внутреннего и въездного туризма на период до 2030 года, идет активная работа по проекту «Байкал: великое озеро великой страны». В этом проекте туризм выделен в качестве отдельного приоритета под названием «Туризм: используя потенциал, сохраняя природу».
1947-й и 2030-й
— Недавно вы выступили с инициативой провести в августе 2017 года серию научных мероприятий в честь конференции по развитию производственных сил Иркутской области 1947 года. Насколько, на ваш взгляд, изменились вызовы, которые стоят перед регионом, необходимо ли сейчас формулировать качественно иные направления развития и какие из них вы могли бы назвать сейчас?
— Конференция по развитию производительных сил Иркутской области 1947 года заложила основу для того облика экономики региона, который мы имеем сейчас. Решения конференции ускорили начало возведения гидроэлектростанций Ангарского каскада, способствовали развитию машиностроения, цветной металлургии, химической, лесной и горнодобывающей промышленности, транспортного строительства, расширению геологоразведочных работ. Во многом благодаря этому толчку была проведена первая масштабная индустриализация Иркутской области.
К сожалению, многие крупные промышленные предприятия, функционирующие на территории области, сейчас испытывают различные трудности, в том числе финансовые. Материально-производственная база стремительно устаревает, а конкурировать в отраслях, в которых традиционно имелись сравнительные преимущества, становится все сложнее.
В связи с этим в проекте стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года целевым является инновационный сценарий развития, предусматривающий создание и приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей новых технологических укладов — газохимии, фармацевтики, авиационной промышленности.
— Вы говорите о развитии существующих производств или о создании новых?
— Основная задача инновационного сценария развития — проведение «второй индустриализации» Иркутской области путем модернизации существующих и строительства новых промышленных предприятий. Этот сценарий предполагает увеличение глубины переработки в традиционных отраслевых комплексах экономики (лесопромышленный, минерально-сырьевой, металлургический), обновление материально-технической базы ведущих предприятий, упор на импортозамещение в машиностроительном и агропромышленном комплексах.
Использование имеющихся конкурентных преимуществ в производстве высокотехнологических отраслей и человеческого потенциала как существенного фактора роста приведет к значительному увеличению доходной базы бюджета. Это позволит направлять дополнительные доходы на строительство и модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры и за счет реализации долгосрочных инвестиционных проектов заложить основу для дальнейшего развития.