Силовики, начав свой перфоманс в театральном «Гоголь-центре» 24 мая с одновременным обыском у худрука Кирилла Серебренникова и директора РАМТа Софьи Апфельбаум, явно не ожидали последовавшей на него реакции одного из зрителей — Владимира Путина, который в этот самый день в храме Христа Спасителя приложился к мощам святителя Николая Чудотворца. Поводом для силовой акции стали финансовые претензии к деятельности «Седьмой студии» — театральной труппе, созданной Серебренниковым на основе собственного актерско-режиссерского курса в Школе-студии МХАТ. Из информационного шума, возникшего по поводу этого события, можно было понять только, что речь идет о хищениях в сотни миллионов рублей. Реакция театрального сообщества была однозначной. Те, кто был особенно близок к Серебренникову, в том числе Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук, в этот же день появились у «Гоголь-центра» и сделали публичные заявления о своей поддержке его худрука. Захар Прилепин, находящийся сейчас в Донецке, написал по этому поводу следующее: «Кирилл мой товарищ; я пока не очень понимаю, что происходит, но очень надеюсь, что все благополучно разрешится. То, что Кирилл может раздражать, — это понятно. Он и меня часто раздражает. Даже бесит. И я его тоже. Что не мешает нам уважать друг друга. Он крутой режиссер». Уже на следующий день на вручении наград общественным деятелям президенту РФ, судя по всему, передали сразу два письма в поддержку Серебренникова: одно — директор Большого театра Владимир Урин, второе — худрук Театра наций Евгений Миронов. Добравшись до соцсетей, Кирилл Серебренников так отреагировал на акцию поддержки: «Эти сложные дни могут подорвать веру в людей, в справедливость, в здравый смысл, а у нас — наоборот! — столько любви, столько веры, столько поддержки, что это невозможно забыть и даже невозможно вместить в одно человеческое сердце». Из подслушанного корреспондентом газеты «Коммерсантъ» диалога Евгения Миронова с президентом до общественности дошла и оценка главным зрителем «театрального» перформанса силовиков: «Дураки!» — после чего в информационном пространстве сумма претензий уменьшилась до одного миллиона рублей, а основной жертвой был «назначен» Юрий Итин, директор Ярославского театра драмы. Это вызвало шок у главного режиссера театра — еще одной крупной фигуры в российском театральном пространстве — Евгения Марчелли, обращение которого опубликовано на сайте театра: «Для меня Юрий Итин абсолютный профессионал высочайшего класса и глубоко порядочный человек. Человек, очень серьезно относящийся и к делу, и к собственной репутации. Я горжусь дружбой и сотрудничеством с ним».
Похоже, силовики допустили политический просчет. Очевидно, что театральные свободы — часть проводимой в настоящее время внутренней и внешней политики. И любые попытки «испить крови» даже самых радикальных театральных деятелей не пользуются поддержкой первого лица государства. Это стало очевидным в тот момент, когда карьера Тимофея Кулябина после запрета оперы «Тангейзер» в его постановке вышла на новый виток: на сцене Большого театра идет поставленная им опера «Дон Паскуале». Серебренников — одна из самых важных фигур в современном русском театре и вполне политически лояльных: как еще можно трактовать его постановку на сцене МХТ по книге Натана Дубовицкого «Околоноля»? Иногда его режиссерские работы и публичные высказывания можно интерпретировать как критику российской политической действительности, но, может быть, в этом нет ничего, что могло бы послужить поводом для силовых акций? Все-таки Россия — это не Северная Корея.