Ввести специальный налоговый режим для богатых граждан и частных инвесторов предложил уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в своем ежегодном докладе. Речь идет о налоге на вмененный доход, полученный из зарубежных источников. Предположительно, эта мера поможет в раскрытии офшорных доходов богатых сограждан и возвращении этих средств в Россию.
«Действующая модель стимулирования деофшоризации пока не предусматривает, в отличие от международной практики, дифференциации подходов к физическим и юридическим лицам. Это неизбежно повлечет за собой отток потенциальных частных инвесторов и граждан с высоким доходом в другие юрисдикции», — поясняет необходимость введения такого налога Борис Титов.
Сегодня крупные доходы физлиц находятся преимущественно либо в офшорах, либо «в тени». По данным Федеральной налоговой службы, лишь около 34 тыс. россиян задекларировали доход свыше 10 млн рублей в год. При этом, как уже писал «Эксперт» (см. «Цена справедливости», № 9 за 2017 год), данные о расходах на дорогие автомобили, элитную недвижимость, а также о банковских сбережениях указывают, что в стране не менее 100 тыс. очень богатых домохозяйств. И с точки зрения социальной справедливости правильной выглядит идея прогрессивной шкалы налогообложения — чтобы самые богатые платили по 30–40%, как это происходит во многих странах Европы. По расчетам «Эксперта», это может принести бюджету дополнительно до 1,5 трлн рублей, что гораздо больше, чем можно получить, поднимая ставку НДФЛ для всех поголовно. Однако большинство аналитиков высказывают опасения, что это приведет к еще большему уходу доходов самых богатых в тень. С другой стороны, даже вывод из тени доходов самых богатых может принести, по скромным подсчетам, 500 млрд рублей дополнительно.
Один из самых распространенных способов ухода в тень — как раз вывод активов и, соответственно, доходов от них за границу. Для решения этой данной проблемы бизнес-омбудсмен предлагает ввести в России в целом или на отдельных территориях — ТОР и т. п. — специальный налоговый режим, «направленный на привлечение и удержание в РФ состоятельных физических лиц, потенциальных инвесторов». Это означает, что человек будет платить фиксированный налог на сумму заранее согласованного с налоговым органом вмененного дохода, полученного из источников за пределами России.
Согласно предложению Бориса Титова, вмененный доход из зарубежных источников может быть установлен в твердой сумме, которая будет регулярно индексироваться или рассчитываться на основании усредненных данных о задекларированном зарубежном доходе налогоплательщика за последние три–пять лет. Сумма также может рассчитываться на основании данных налогового органа о доходах иных физлиц, обладающих состоянием, сопоставимым по размеру с состоянием налогоплательщика, претендующего на переход на данную систему. К сожалению, расчетов размера предполагаемых поступлений в случае реализации этих предложений г-н Титов не приводит, но сам факт, что эти поступления будут, уже лучше полного их отсутствия. С одной стороны, они помогут наполнить бюджет, с другой — могут стать подспорьем для самих богатых граждан: ведь время, когда у отечественной налоговой появится возможность сравнивать доходы с расходами граждан, как это происходит в развитых западных странах, неуклонно приближается. Кроме того, налог на вмененный доход сделает бессмысленным увод такого дохода в офшор или, тем более, в другую налоговую юрисдикцию, где придется платить налоги и объяснять происхождение средств.