«Современные предпринимательские организации выполняют важную роль — поддержание общественной жизни. Пища, одежда, жилье становятся доступными людям в результате производства и распределения. Получая работу, люди испытывают удовлетворение и получают пользу. Чтобы достичь этих социальных целей, каждая организация должна поддерживать свое здоровье и работоспособное состояние. Это зависит от качества и эффективности управленческих решений и действий. Деятельность, которую мы называем управлением, требует полной отдачи, в ней сконцентрирован человеческий интеллект и опыт. Человек, посвятивший себя управлению, занимает весьма почетное и вместе с тем ответственное положение, требующее полной самоотдачи и готовности пойти на самопожертвование». Это слова Коносуке Мацуситы, одного из лидеров японского бизнеса. Бизнеса, который поразил в сердце саму Америку в семидесятых, войдя на ее рынки с дешевым и суперкачественным товаром. Вообще, в послевоенные десятилетия, несмотря на богатство и динамику, американцам то и дело приходилось от кого-то отбиваться — то русские с человеком в космосе, то японцы со своим бережливым производством. Согласитесь, это были «здоровые» времена — когда страны дрались не за военные, а за мирные победы. Правда, это было после страшной, разрушительной войны. Сейчас от мирного соревнования мы очень далеко. Хотя и то время не надо идеализировать: возможность третьей мировой нашими родителями обсуждалась часто.
Где сейчас находится пространство мирной конкуренции? Даже и не ответишь. Глобализация радикально изменила мир, и сегодня он в совершенном хаосе. Китай стал противником протекционизма. Америка — сторонником. Развивающийся мир требует индустриализации, как и рабочие Европы. ИТ-компании мира охотятся за человеческим зрачком, убеждая нас, что скоро нам ничего не придется делать — все сделают роботы, а создатель Alibaba предостерегает: «Роботы должны делать только то, что не может делать человек… Наступают сложные времена, надо ждать бедности и обязательно продолжать работать». В такой неопределенности кажется лучшим рецептом заняться собой, своими делами. В нашем случае — своей промышленностью.
Специальный доклад этого номера (см. стр. 27) мы посвятили вопросу о том, как управлять производительностью труда. И еще раз прикоснулись к простым истинам, что достаток — это следствие труда, а не предыдущего достатка. Все герои наших «производительных» публикаций говорят о важности детального подхода, настойчивости, последовательности. О низкой стоимости такой модернизации, если мерить ее в деньгах, и очень высокой — если мерить ее во времени, труде и нервах. Опыт показывает, что занявшиеся японским бережливым производством российские компании в разы увеличивают рентабельность своего бизнеса. Это одинаково возможно и в станкостроении, и в сельском хозяйстве, и в производстве строительных материалов.
Недавно прозвучала идея: создать всероссийский центр компетенций повышения производительности труда. Пообщавшись с теми, кто прошел этот путь, мы убеждены: они скажут, что это пустая трата денег. «Бережливые» компании сами готовы учить всех, кто захочет. Это вообще характерно для апологетов бережливого производства — японцы тоже так заражены этой идей, что готовы учить всех. И наши готовы. Вопрос в том, есть ли достаточно учеников.
Россия сейчас, конечно, побогаче Японии пятидесятых-шестидесятых, но далеко не вся. При этом воли к развитию промышленности у нас существенно меньше. Уроки бережливого производства и в России, и в мире есть кому преподать. Но кто вменит нашей элите «полную самоотдачу, готовность пойти на самопожертвование» и волю к возрождению, а потом и приумножению индустриальной мощи?