Финансы вместе с клиентами

Евгений Гайва
5 июня 2017, 00:00

Несмотря на высокую стоимость денег от мелких инвесторов, российский малый бизнес активно осваивает краудинвестиции. Это способ привлечь финансирование и одновременно продвинуть свой продукт на рынке

Полеты в космос будут все больше интересовать простых людей, а краудфандинг позволит собирать огромные средства на такие проекты. Такие перспективы обрисовал гендиректор компании «Каскол» Сергей Недорослев на только что прошедшем Петербургском международном экономическом форуме. Краудфандинг (от англ. сrowd — толпа и funding — вложение средств) как финансирование проекта за счет пожертвований стремительно развивается во всем мире и, по сути, является благотворительностью. А вот краудинвестинг, тоже подразумевающий вложение средств в проекты большим количеством частных лиц без финансовых посредников, конечной целью имеет получение прибыли.

Мелкие вкладчики, осуществляющие такие инвестиции, могут получить более высокий процент, чем по банковским депозитам или облигациям. При этом вложить деньги очень просто. Например, для того, чтобы купить ценные бумаги, обычно приходится обращаться к помощи брокера и платить комиссионные, так как не у всех желающих есть доступ на биржу. А для того, чтобы инвестировать через интернет, достаточно зарегистрироваться на одной из специальных платформ, выбрать проект и перечислить деньги. В случае успешной реализации проекта можно получить свои проценты. Но велики и риски всё потерять, об этом вкладчиков предупреждают краудинвестинговые площадки. Гарантией взаимоотношений между площадкой, мелкими инвесторами и авторами проектов служит пользовательское соглашение, где прописаны условия инвестирования. Хотя в законодательстве пока множество пробелов, что создает возможность мошеннических действий.

Бизнесменам, привлекающим средства в свой проект, краудинвестинг дает определенную свободу от финансовых посредников. Нет необходимости убеждать банки предоставить кредит, не надо искать залог или поручительство, готовить отчетность. В результате краудинвестинг все чаще применяется при разработке нового продукта и финансировании стартапов, когда у компаний еще нет практически ничего.

Для бизнеса в краудфандинге важны не только и не столько финансы, сколько взаимодействие с потенциальными потребителями

Деньги на любые нужды

Система краудфандинга и краудинвестинга уже занимает достаточно заметную долю на финансовом рынке. «В отношении так называемых краудфандинговых, краудсорсинговых, краудлендиговых платформ p2p (от человека к человеку) и p2b (от человека к компании) корректнее говорить не о количестве клиентов, а об объемах рынка», — говорит Жанна Смирнова эксперт Центра стратегических разработок по направлению «макроэкономика».

Объем сделок по акционерному (коммерческому) краудфандингу в мире по итогам 2015 года, согласно оценкам портала CrowdExpert.com, составил 2,56 млрд долларов. Всемирный банк прогнозирует, что в развивающихся странах годовой объем краудинвестиций может составить 95 млрд долларов к 2025 году.

Краудфандинг проникает практически во все сферы — от организации приюта для бездомных животных до инвестиций в проекты внедрения возобновляемых источников энергии. Например, по данным портала CrowdFundBeat, в канадском городе Миссиссауга за счет краудфандинга планируется привлечь финансы для строительства торгового центра. «Мы ожидаем огромного спроса на подобного рода проекты», — говорит исполнительный директор NexusCrowd Хитеш Ратод. Компания NexusCrowd создает условия для привлечения аккредитованных инвесторов. Минимальный взнос — 10 тыс. долларов.

Сейчас объем средств, привлекаемых в рамках инвестиционного и благотворительного краудфандинга, в мире примерно одинаков. За рубежом на предпринимательскую деятельность, то есть на краудинвестинг, в целом приходится от 40 до 50% всех привлекаемых средств.

Во всяком случае, стремительное распространение краудфандинга уже привлекает внимание государства. В Германии разработали закон, который должен ограничить средства, инвестируемые через онлайновые краудфандинговые платформы, одной тысячей евро. Сумма выше этого порога будет разрешена только в том случае, если инвесторы имеют ликвидные активы в размере не менее 100 тыс. евро.

Вслед за странами Запада и США «народное» инвестирование распространяется и в России, хотя и с отставанием на несколько лет. Пока общий сбор крупнейших краудфандинговых площадок за все время их существования в России составил около 900 млн рублей, из которых 660 млн пришлось на долю Planeta.ru, поясняет руководитель площадки Федор Мурачковский. «В дальнейшем эта цифра будет расти довольно динамично, поскольку с каждым годом запущенных проектов становится все больше. Например, на Planeta.ru прирост составляет тысячу проектов в год», — отмечает Федор Мурачковский. Увеличиваются и объемы привлекаемых ресурсов.

В России краудфандинг пока в основном является способом привлечения средств для благотворительных или творческих проектов. Но активно растет и коммерческий сегмент.

«Сейчас в России более десяти краудфандинговых площадок, работающих по разным моделям. Одни занимаются именно краудфандингом — привлекают деньги безвозмездно или в обмен на неденежные бонусы. Другие занимаются p2p-займами, или займами между физлицами. Сам StartTrack, а также наши партнеры и конкуренты относятся к третьему сегменту — p2b-займам, или краудинвестингу», — говорит генеральный директор площадки StartTrack Константин Шабалин. За год оборот StartTrack вырос в четыре раза: в 2015 году площадка привлекла 115 млн рублей, а в 2016-м — 535,5 млн. В мае прошлого года инвесторы StartTrack заключали в среднем две сделки в день, в мае 2017-го — семь сделок в день.

Занимают нишу

Привлечение средств населения в бизнес-проекты может стать основным трендом и в Росси, считают эксперты.

«Пока я не очень верю в модель p2p, то есть в займы от человека к человеку, просто потому, что у нас не сложилась культура отдавать долги по микрозаймам. Я больше верю в p2b и в b2b — это как раз тот сегмент, где можно ожидать роста, поскольку здесь финтех, по сути, закрывает провал рынка», — говорит Жанна Смирнова. Речь идет о том, что малому, а особенно микробизнесу зачастую невозможно взять кредит — не только из-за высоких ставок, но и по причине сложности выполнения всех банковских требований. Это логично: банки старательно отсекают неблагонадежных заемщиков — а к таковым относятся практически все начинающие бизнесмены. Для банков кредитование малого и среднего бизнеса — деятельность хорошо если низкомаржинальная, а нередко и убыточная (достаточно вспомнить, что объем просрочки по таким кредитам даже выше, чем по кредитам физлицам). Раньше мелкие и микропредприятия могли рассчитывать только на собственные накопления, потребительские кредиты, деньги семьи и друзей, в редких случаях — на бизнес-ангелов. Но теперь есть краудинвестиции.

Востребованность бизнесом «народных» займов определяет их относительная доступность. «На платформах краудфандинга малый и средний бизнес может привлекать финансовые ресурсы без дополнительных бюрократических препятствий, может найти инвесторов, которые более заинтересованы в конкретном бизнесе, чем менеджер в большом банке. Но чтобы эта история заработала, должны, конечно, быть очень четкие правила оценки такого бизнеса, бизнес должен быть реально действующимй, должен быть хороший фильтр, не пропускающий мошенников», — перечисляет Жанна Смирнова.

За относительно легкий доступ к деньгам приходится платить. Займы через p2b-платформы обходятся дороже банковского кредита, но, вернув деньги и заработав репутацию, можно занять снова — уже под меньший процент. «Начальная ставка по договору займа — 30 процентов годовых без учета комиссии площадки. Компания привлекает первый, пользуясь венчурной терминологией, “раунд”, развивается, увеличивает бизнес-показатели и последующие займы получает уже под 22–28 процентов годовых. Прямо сейчас две компании получают деньги под 22 процента годовых, без залога, без типичных банковских ограничений», — рассказывает Константин Шабалин.

К этому стоит добавить комиссию краудфандинговой площадки — 5% и комиссию платежной системе, через которую проводятся платежи, — еще 5%.

Предприниматели готовы воспользоваться условиями краудфандинговых площадок даже с учетом довольно высоких процентов. Дело в том, что площадки предоставляют возможность не только для привлечения средств. Их основное конкурентное преимущество перед банками заключается даже не в доступности, а в многофункциональности краудфандинга, в сопутствующих плюсах. Во-первых, это лояльная аудитория, а во-вторых, отсутствие в цепочке традиционных финансовых институтов. Многие бизнесмены воспринимают банки негативно — и радуются, когда могут обойтись без них в привлечении средств. То же верно и для инвесторов: по мере снижения депозитных ставок они все активнее ищут возможности получить доходность побольше.

«Краудфандинговая площадка, скорее, была нам нужна как возможность продвижения в России: продажи нашего продукта уже шли за рубежом, но мы хотели понять российский рынок», — рассказал «Эксперту» руководитель проекта тайм-трекера TimeFlip Павел Чешев. Он успешно реализовал краудфандинговый проект привлечения средств для производства современных гаджетов для учета времени.

В формате краудфандинга, в том виде, в каком он сейчас существует в России, вообще важны не только и, возможно, даже не столько финансы, сколько взаимодействие с потенциальными потребителями. «Краудфандинг позволяет обратиться напрямую к конечным заказчикам и привлечь средства на энтузиазме людей, максимально уменьшая издержки на “кормление” банков, инвесторов и прочих финансовых институтов», — говорил Вячеслав Зитев, руководитель мастерской арт-объективов «Моноленз». Своим делом он занимается уже около семи лет, объективы собирал практически вручную. Затем решил обратиться к практике краудфандинга. Главная идея заключалась в том, чтобы сформировать пул предзаказов на объективы, то есть, по сути, перейти от кустарного хоть к какому-то серийному производству. Главное, на самом деле, было не в том, чтобы собрать деньги, а в том, чтобы найти производство, где согласились бы сделать небольшую партию объективов — сто штук. «Реализовать какой-то существенный бизнес не удалось, так как мы не учли множество различных моментов. Хорошо, что вышли не в минус, а даже в небольшой плюс. На полученные деньги заказали еще одну партию таких же объективов. Но вторую партию пришлось сделать меньше — тридцать штук», — рассказывает Вячеслав Зитев. Он уверен, что краудфандинг будет развиваться.

Опыт реализации успешных краудфандинговых бизнес-проектов в России показывает, что этому сегменту еще предстоит пройти значительный этап развития. Пока краудинвестинг как финансовый инструмент по своему весу несопоставим с банковским кредитованием. На данный момент три крупнейшие российские краудинвестинговые площадки привлекли в бизнес более 1,4 млрд рублей, приводит данные Константин Шабалин. Объемы банковского кредитования малого бизнеса исчисляются триллионами рублей. То есть доля краудинвестинга в общем объеме финансирования проектов с помощью заемных средств составляет доли процента.

Однако если развитие краудфандинга пойдет значительными темпами, можно предполагать, что следующим этапом станет массовое инвестирование в создание производств. Почему бы, например, жителям какой-либо деревни и всем желающим не сброситься на строительство молокоперерабатывающего завода? И в результате вполне может появиться новый сегмент «народной» экономики, построенной на инвестициях мелких вкладчиков.