Таргетирование нищеты

5 июня 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

МЭР закладывает почти нулевой реальный рост пенсий на ближайшие двадцать лет в целевой вариант макропрогноза. По сообщениям СМИ, к этому периоду в сравнении с 2016 годом доходы населения вырастут на 55%, реальные зарплаты — на 56,5%, экономика — на 78%, а пенсии в реальном выражении — на 2,5%, причем расти они начнут только в 2024 году. При этом прогноз МЭР предполагает, что российская экономика будет расти темпами выше среднемировых. Если называть вещи своими именами, это означает, что МЭР предлагает пенсионерам оплатить такой экономический рост из своего кармана.

МЭР также фактически поддерживает курс на ликвидацию в стране страховой пенсионной системы, к чему правительство РФ уже исподволь подбирается — прощупывая маневр 22/22, сильно снижающий доходы Пенсионного фонда, продавливая концепцию индивидуального пенсионного капитала, фактически вводящую дополнительный налог на доходы и не предлагающую реальных плюсов, замораживающую индексацию пенсий и т. д.

Связь тут простая: чем больше дыра в бюджете ПФР — тем выше его зависимость от бюджета и тем ниже шансы у пенсионеров получать сумму, сопоставимую с размером утраченного заработка (что является основой страховой пенсионной системы — ведь в ней страхуются утраченные заработки), и выше зависимость пенсионеров от бюджета. Это означает, что фактически — не признавая того — мы движемся в сторону бюджетной пенсионной системы, аналог которой существовал в СССР, — с некими виньетками в виде накоплений. При этом никто, включая авторов системы ИПК, не задумывается о том, что при низком уровне зарплат (средняя зарплата в России — 34 тыс. рублей, при этом 50% занятых получают менее 23 тыс.) накопить на приемлемую прибавку к пенсии просто невозможно.

Пенсионеров в стране 42,7 млн — соответственно именно такое количество людей в ближайшие годы будут стремительно беднеть. Получается, и таргетирование инфляции, задавившее рост цен до 4% в год, вовсе не дало россиянам уверенности в сохранении их доходов, как обещал ЦБ.