В первом квартале возобновился рост инвестиций

5 июня 2017, 00:00

Наметилось робкое оживление корпоративного кредитования Доходы федерального бюджета опережают план и инфляцию

Самую оптимистичную на минувшей неделе макросводку представил Росстат. Согласно его первой оценке, инвестиции в основной капитал в январе–марте увеличились в реальном выражении на 2,3% к первому кварталу 2016 года. Это первый существенный рост данного показателя после четырех лет кризисной динамики, за которые накопленный спад инвестиций приблизился к 13%. Для сравнения: в прошлый кризис спад инвестиций был почти аналогичным по глубине, составив 13,5%, но продолжался только полтора года — с середины 2008-го по конец 2009-го.

В первом квартале текущего года начался рост совокупного рублевого кредитного портфеля банков в реальном выражении. Тем не менее на конец апреля он отставал от предкризисного максимума, достигнутого в третьем квартале 2014-го, примерно на 12%. Совокупный розничный кредитный портфель развернулся к росту в реальном выражении раньше, еще с третьего квартала прошлого года, однако глубина кризисного сжатия в этом сегменте кредитного рынка была больше, так что здесь текущее отставание от докризисного максимума все еще составляет 21%.

Доходы федерального бюджета по итогам четырех месяцев демонстрируют «звездную» динамику — прирост на 22% к январю–апрелю прошлого года. По отношению к ВВП доходы выросли на 1,6 процентного пункта (п. п.), до 17,7%. Так как расходы в отношении к ВВП остались примерно на уровне прошлого года, дефицит федерального бюджета существенно сократился — с 3,7% ВВП по итогам прошлого года до 2,2% в январе–апреле текущего. Ключевой фактор увеличения поступлений в казну — рост нефтегазовых доходов на 50% как следствие существенно более высоких цен на нефть в сравнении с прошлогодним уровнем. Однако рост доходов, не связанных с ТЭКом, тоже оказался весьма заметным (7,6%), во всяком случае, их динамика опередила инфляцию. При этом сборы налога на прибыль выросли на целых 18%. Правда, частично это рост технический — он связан с централизацией в федеральном бюджете дополнительно 1 п. п. ставки налога на прибыль, который затем подлежит перераспределению на региональный уровень через трансферты.

Опираясь на сверхоптимистическое начало года в отношении сбора доходов, Минфин подготовил поправки в закон о бюджете на 2017–2019 годы, касающиеся текущего года. В соответствии с проектом поправок доходы вырастут на 1,19 трлн рублей. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ считают эту оценку заниженной; по их расчетам, только дополнительные нефтегазовые доходы — при текущей цене на нефть — составят 1,3 трлн рублей.

Что решено сделать с дополнительными ненефтегазовыми доходами? Расходы федерального бюджета в 2017 году будут увеличены на 362 млрд рублей, еще 110 млрд будут направлены на возмещение выпадающих источников финансирования дефицита федерального бюджета (доходов от приватизации и размещения зарубежных займов).

Расходы на открытую часть бюджета увеличиваются на 193 млрд рублей, остальной прирост (169 млрд) приходится на закрытую часть (очевидно, что это силовой блок). В абсолютном выражении наибольшие дополнительные ресурсы (речь идет только об открытой части бюджета) направлены на поддержку силового блока и отдельных отраслей экономики. В частности, на поддержку сельского хозяйства, с учетом взноса в уставный капитал Россельхозбанка в размере 25 млрд рублей, направляется 34 млрд рублей. Трансферты регионам увеличены на 13 млрд рублей, но в основном за счет планируемого роста поступлений централизованной части налога на прибыль. В то же время средства на социальные расходы (за исключением пенсий военнослужащим) практически не выделены. На отрасли, увеличивающие человеческий капитал, — образование и здравоохранение —выделено крайне мало, лишь 3,1 млрд рублей.

Расходы федерального бюджета и после предлагаемого увеличения остаются на достаточно низком уровне. Если дефлировать скорректированный объем расходов 2017 года по инфляции, он окажется на 2,6% ниже уровня 2016-го.

Судя по косвенным признакам, в мае производственная активность остается на стабильном уровне. По сравнению с предыдущим месяцем отслеживаемые ЦМАКП опережающие индикаторы хозяйственной конъюнктуры существенно не изменились.

Уровень электропотребления в экономике, отражающий производственную активность наиболее электроемких потребителей, в мае по сравнению с предыдущим месяцем не изменился (с учетом сезонного и температурного факторов). Таким образом, после продолжительного периода роста объем электропотребления достиг максимального за весь период наблюдений уровня, на котором остается третий месяц подряд.

Среднесуточный объем перевозок основных видов грузов железнодорожным транспортом в мае в целом тоже практически не изменился (сезонность устранена). Некоторый рост перевозок экспортно-сырьевых грузов компенсировался сопоставимым сокращением перевозок грузов строительных.

Согласно индексу Markit PMI3 обрабатывающих отраслей, отражающему в большей степени ситуацию во внутренне ориентированном сегменте, в мае тенденция улучшения конъюнктуры несколько усилилась. После кратковременного снижения в апреле до 50,8 в мае индекс вновь вернулся к уровню 52,4 (значение выше 50 означает улучшение ситуации). Напомним, опросный индекс менеджеров по закупкам PMI отслеживает общую конъюнктуру рынка и состоит из пяти компонентов: новые заказы, объемы производства, занятость, сроки поставок сырья и материалов, запасы сырья и материалов.

 

Инвестиции в основной капитал в первом квартале показали максимальный прирост за последние 4 года. В начале 2017 года рост рублевых кредитных портфелей банков едва опережал инфляцию. 72-01.jpg
Инвестиции в основной капитал в первом квартале показали максимальный прирост за последние 4 года. В начале 2017 года рост рублевых кредитных портфелей банков едва опережал инфляцию.
В начале 2017 года дефицит федерального бюджета существенно сократился из-за сверхпланового роста нефтегазовых и не связанных с ТЭК доходов. Индекс PMI для обрабатывающей промышленности России в мае вернулся на мартовский уровень после провала в апреле 72-02.jpg
В начале 2017 года дефицит федерального бюджета существенно сократился из-за сверхпланового роста нефтегазовых и не связанных с ТЭК доходов. Индекс PMI для обрабатывающей промышленности России в мае вернулся на мартовский уровень после провала в апреле