Продажи автомобилей в России продолжают набирать ускорение: по итогам мая объем рынка новых легковых машин вырос на существенные 14,7% по сравнению с маем прошлого года и достиг 124,9 тыс. автомобилей, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Таким образом, рынок растет уже третий месяц подряд: в марте прирост продаж составил 9,4% (137,8 тыс. машин), в апреле — 6,9% (129,4 тыс.).
Примечательно, что выросли (особенно за последний месяц) продажи массовых брендов, некоторых — выше рынка. Например, на 22% увеличились продажи отечественных автомобилей «Лада» (25 тыс.), продажи Kia скакнули на 26% (15,1 тыс.), Renault на 22% (10,9 тыс.), Toyota на 15% (7,8 тыс.), Volkswagen на 28% (7,1 тыс.), Mazda на 36% (1,7 тыс.), Mitsubishi на 34% (1,4 тыс.). При этом динамика продаж премиальных марок смотрится значительно скромнее. Например, Mercedes-Benz и BMW подросли меньше рынка — соответственно на 8 и на 7%. А Audi и Lexus оказались в существенном минусе (–14% и –20%).
Ключевыми причинами продолжающегося роста аналитики называют два фактора. Во-первых, это отложенный спрос и низкая база продаж прошлого года. Напомним, что последняя волна кризиса накрыла российский авторынок в 2013 году, и за последние четыре года он упал более чем вдвое — с 2,9 млн машин по итогам 2012 года до 1,3 млн в 2016-м. Таким образом, последние четыре года многие потребители откладывали приобретение автомобиля. А считается, что три-четыре года — это срок, когда среднестатистический покупатель задумывается о замене автомобиля.
Во-вторых, позитивное влияние на авторынок оказывает укрепление рубля. Из-за девальвации цены последние два года устойчиво росли. Однако в последние месяцы укрепляющийся рубль если и не заставил цены снижаться, то как минимум остановил их рост. Помимо этого падают ставки по кредитам, ну и в целом в последнее время в российской экономике наблюдаются признаки стабилизации, что повышает потребительскую уверенность, особенно важную для таких значимых покупок, как приобретение автомобиля.
«Радует, что у многих производителей динамика прироста продаж за последний месяц составила более 20 процентов. Говорят, что трафик в некоторых салонах был еще выше и даже не хватало машин, — рассказывает генеральный директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. — Думаю, что тренд на рост рынка сохранится и перейдет в устойчивую долгосрочную тенденцию».
Участники рынка убеждены, что рост продаж автомобилей продолжится и в среднем за год рынок может увеличиться на 5–15%. Дополнительный импульс продажам должны придать новые государственные меры поддержки, на что из бюджета будет выделено 7,5 млрд рублей. Предполагается, что в июле этого года начнутся акции «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский фермер» и прочие, в рамках которых определенные социальные слои будут получать ощутимые скидки на приобретение автомобилей.