Ограничить нагрузку на заемщиков микрофинансовых организаций поручил президент России Владимир Путин. Известно его сравнение МФО со старушкой-процентщицей из «Преступления и наказания» Достоевского, причем не в пользу МФО. Собственно, это неудивительно, если вспомнить, что по краткосрочным «займам до зарплаты» (PDL, payday loans) на небольшие суммы (до 15 тыс. рублей, но не более 30 тыс. рублей) процентные ставки могут доходить до 800%. Для сравнения: героиня Достоевского давала деньги под 120% годовых. Некоторые в связи с этим вспоминают 1990-е, когда у бандитов можно было занять под 2% в день. Конечно, по данным Банка России, такие короткие и дорогие займы составляют около одной пятой общего портфеля МФО, а с 1 января 2017 года размер начисляемых процентов не может быть больше 300% (в случае наступления просрочки — не больше 200%) от основной суммы долга. Но тем не менее на рынке МФО курсирует информация, что предельные ставки могут быть снижены еще раз. Сами микрофинансисты призывают не рубить с плеча. «У большинства людей микрофинансирование ассоциируется только с короткими займами под 800 процентов годовых, и это провоцирует настроения по ужесточению регулирования, — говорит замдиректора СРО микрофинансистов “МиР” Андрей Паранич. — На самом деле смотреть на рынок микрофинансирования как на монопродуктовый крайне неправильно. Предприниматели получают микрозаймы по ставкам от 10 процентов годовых. POS-займы (Point Of Sale — выдача кредитов прямо в точке продаж. — “Эксперт”) потребителю не стоит ничего — это просто рассрочка, а проценты выплачивает продавец. Продуктов реально очень много, и у них разные как сроки, так и ставки».
Если посмотреть на статистику рынка микрокредитования, то, по данным Банка России, около 25% составляют микрозаймы субъектам МСП по ставкам от 10% годовых (благодаря программам господдержки ставки ниже банковских), остальное — это микрозаймы физическим лицам, среди которых большинство — обычные потребительские микрозаймы со ставками от 30–40% годовых. Это выше банковских ставок (15–25%) — МФО упирают на то, что работают с менее надежными клиентами и должны компенсировать этот риск. На категорию «необеспеченные краткосрочные займы на суммы до 45 тыс. рублей сроком до двух месяцев» (в нее входят «займы до зарплаты») приходится около 22,5%.
По процентным ставкам ситуация выглядит следующим образом. По «займам до зарплаты» за два года снижение среднерыночного значения полной стоимости кредита (ПСК) составило почти 52 процентных пункта (п. п.) — с 651,31% годовых по итогам четвертого квартала 2014 года до 599,37% годовых по итогам четвертого квартала 2016-го. И это только сегмент «белых» МФО, по которым есть статистика. Другая часть рынка микрозаймов работает в черную и ЦБ практически не видна. Вообще, «свободный выбор» клиентов МФО, которые обращаются за микрозаймами под высокие проценты, обусловлен жизненными обстоятельствами и низкой финансовой грамотностью. Прикрываясь заботой о тех, кто не может получить кредит в банке, микрофинансовые организации на самом деле причиняют им вред, загоняя в еще более сложную финансовую ситуацию. С этой точки зрения становится понятна позиция людей, которые хотят полностью запретить выдачу кредитов небанковскими организациями: люди должны понимать, что дорогие микрозаймы — это опасно.
Чистка рядов
Однако пока мы живем в поле, где микрозаймы легализованы. С точки зрения Банка России, микрофинансирование обеспечивает доступ к кредитованию широких масс населения, в том числе тех, кому недоступны банковские кредиты. Регулятор старается ограничить зарабатывание на просрочке, сдерживать темпы роста сегмента «займов до зарплаты» и собирается стимулировать развитие кредитования МСП. По словам директора департамента микрофинансирования Банка России Ильи Кочеткова, «Банк России стремится к тому, чтобы на микрофинансовом рынке работали только добросовестные, законопослушные, жизнеспособные компании, выполняющие все требования регулятора, соблюдающие правила игры и ограничения, установленные в целях защиты законных интересов и прав потребителей».
Для достижения этих целей ЦБ активно чистит государственный реестр «от нежизнеспособных и систематически нарушающих закон организаций». Как сообщили в пресс-службе Банка России, за 2016 год из реестра были исключены сведения более чем о 1700 МФО, в текущем году — почти о 450 МФО. При этом общий портфель займов МФО за 2016 год вырос на 25%, за первый квартал 2017-го — почти на 10%. Всего в виде микрокредитов сейчас выдано 96 млрд рублей (данные на конец первого квартала 2017 года).
По мнению генерального директора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, уже сегодня можно говорить, что рынок микрокредитования регулируется примерно наравне с банковским. «Сегодня компании исполняют нормативы Минфина, законодательно обязаны соблюдать определенные ЦБ значения ПСК (полной стоимости кредита), передавать данные о заемщиках в Бюро кредитных историй. Все МФО в 2016 году должны были вступить в саморегулируемые организации», — перечисляет г-н Батин. Был также принят закон о разделении рынка на МФК и МКК — собственно микрофинансовые компании и микрокредитные компании. Первые — более крупные, с размером капитала не менее 70 млн рублей. Вторые — более мелкие, МКК не могут оформлять займы онлайн.
В целом микрофинансовый рынок будущего в Банке России видят как «вызывающую доверие со стороны общества и государства часть финансовой системы страны, которая представлена добросовестными, законопослушными и жизнеспособными (финансово устойчивыми и надежными) организациями, соблюдающими законные права и интересы потребителей и развивающими приоритетные направления (финансирование субъектов МСП, обеспечение финансовой доступности для населения)». Это, конечно, сильно расходится с реальностью, в которой МФО часто соседствуют с круглосуточными магазинами, конторами, принимающими «ставки на спорт» — то есть с тем фактом, что решение о микрозайме принимается ситуативно, под влиянием сиюминутного желания.
МФО уже предупреждают о последствиях сокращения «белого» сегмента. «Дополнительные ограничения могут привести к тому, что часть компаний перестанут быть рентабельными и уйдут с рынка. Если с рынка уходят легальные игроки, то в определенных точках может возникнуть дефицит предложения. Этот вакуум никогда не заполнят банки, клиенты в этом сегменте не кредитуются в банках и, как результат, спрос на такие продукты будет удовлетворен нелегальными кредиторами, — говорит Андрей Паранич. — Займы у нелегальных кредиторов — это дорого для клиента (процентные ставки не регулируются, штрафы не регулируются), к тому же нет никакой правовой защиты от кредитора, и чаще всего взыскание идет не в рамках закона, а полукриминальными методами вплоть до силовых». МФО надеются, что помочь «белому» сегменту смогут стандарты СРО — но стандарты СРО в силу еще не вступили.
По словам генерального директора ГК «СМСфинанс» Александра Артемова, «все последние изменения переносят баланс защищенности интересов кредитора и заемщика в сторону последнего и снижают долю рыночных рычагов в секторе. Реальный эффект от этих мер зачастую противоположен целям инициаторов: вероятно, средние ставки по займам пойдут вверх. Как компания мы поддерживаем те инициативы, которые создают рыночные механизмы, балансирующие интересы всех сторон кредитной сделки. Что касается принятых мер по ограничению коллекторской деятельности — да, снижение сборов мы наблюдаем, но оно меньше названных коллекторскими агентствами двадцати процентов. Мы работаем с просроченной задолженностью с первого дня ее формирования и лучше знаем наш продукт. И теперь, в связи с ограничением количества контактов с должником, мы увеличиваем качество и эффективность каждого контакта».
В свою очередь генеральный директор МФК «Быстроденьги» Юрий Провкин говорит, что практически с первых дней действия нового закона о взыскании произошло снижение контактности. «Появились клиенты-провокаторы, которые задают специалистам вопросы по закону, пытаются подловить на нюансах и сказать, что их в итоге состоявшегося диалога ввели в заблуждение. Снизилась не только контактность, но и эффективность: клиенты дольше не выплачивают заем».
Где вы возьмете ростовщиков?
Вообще, если предельные ставки для «белых» МФО будут еще больше снижены, этот рынок может войти в новое состояние: «белых» МФО станет меньше, а неконтролируемый «серый» сегмент начнет расти. О глубине снижения можно только гадать: кто-то говорит об ограничении уровня предельной задолженности в 150% от суммы кредита, кто-то — об ограничении самой ставки 150% годовых. В целом опасения МФО понятны: им грозит падение маржи, чего, конечно, никому не хочется.
«Ограничение предельной задолженности на уровне 150 процентов продолжит снижать доходность МФО и может существенно изменить бизнес-модель, — говорит Юрий Провкин. — Ставка в МФО складывается не только на основе существующих рисков невозврата, но и с учетом фондирования и себестоимости самой операции по выдаче микрозайма. Например, для содержания одного банковского офиса достаточно выдать два-три крупных кредита в месяц, выплачиваемые проценты по ним покроют затраты офиса на аренду и персонал. Для МФО, учитывая небольшой срок и сумму займа, нужно выдавать порядка ста займов в месяц при существующем значении ПСК. К затратам на аренду и заработную плату требуются значительные инвестиции в программное обеспечение, соблюдение ужесточающихся требований законодательства, оплату членства в саморегулируемой организации и прочее»
Главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов предупреждает, что при ограничении ставки 150% годовых на рынке останутся только потребительские займы физическим лицам и POS-продукты, короткие займы до зарплаты (PDL) перестанут существовать в принципе. Анкеты МФО свидетельствуют, что причиной получения PDL займа в 40% случаев является «задержка зарплаты», а среди целей займа 60% — «на неотложные нужды». «По нашим данным, пересечение банковского рынка и рынка МФО на сегодняшний день составляет не более 25 процентов, — говорит г-н Бахвалов. — При запрещении части рынка МФО часть населения страны останется без возможности легально получить заемные денежные средства».
Директор по маркетингу компании «МигКредит» Надежда Денисова согласна с тем, что дальнейшее ограничение ставок и размера предельной задолженности ударит прежде всего по займам «до зарплаты». «При этом причина столь высоких ставок по этим займам чисто экономическая: при меньших ставках маленький заем на небольшой срок просто не будет окупаться», — говорит она.
Вполне вероятно, что дальнейшее ужесточение требований окажется на руку… банкам — ведь сегодня, как признают в ЦБ, существует ряд МФО, аффилированных с банками (входящих в банковские группы). Такие организации имеют доступ к более дешевому фондированию, а значит, могут предлагать своим клиентам более доступные по цене финансовые продукты. «А у банковской группы в целом благодаря деятельности входящих в нее МФО появляется возможность расширить клиентскую базу и разнообразить продуктовую линейку», — добавляют в пресс-службе ЦБ.
Юрий Провкин также ожидает роста доли банковских МФО в ближайшие год-два, напоминая, что за 2016 год она уже увеличилась с 8,3 до 24,1%.
Микрофинтех
При этом рынок микрокредитования продолжает активно развиваться. Компании совершенствуют технологические решения, активно развивается онлайн-сегмент, совершенствуются процедуры скоринга, а МФО, получившие статус МФК, привлекают деньги инвесторов и населения под весьма неплохие проценты.
Андрей Паранич рассказывает, что активно развивается сегмент POS-займов, причем не классических, а в виде рассрочки — когда процентная ставка оплачивается магазином, а клиент платит ровно ту сумму, которая заявлена на ценнике. «Растут объемы займов на небольшие суммы. Банки в торговых точках работают относительно большим чеком — бытовая электроника и другие крупные покупки, а микрофинансовые организации готовы работать с низким чеком — обувь, одежда, товары с чеком пять тысяч рублей, три тысячи и даже меньше», — говорит представитель СРО «МиР». Рассрочка — новый тренд: «МигКредит» в мае купил сервис рассрочки «0–12» и рассчитывает в ближайшее время предложить клиентам свой продукт рассрочек (напомним, ближайший аналог в виде карты рассрочки «Совесть» и «Халва» уже существуют на банковском рынке).
В плане финтеха МФО находятся на самом острие: так, в ГК «СМСфинанс» полностью обновили мобильное приложение, а в качестве ближайшей зоны развития называют работу с большими данными в оценке рисков и привлечении клиентов.
«Мы стремимся к тому, чтобы в наших офисах клиент, кроме получения займов, мог удовлетворить другие свои нужды, — говорят в МФК “БыстроДеньги”. — В качестве дополнительных услуг мы предлагаем различные виды страхования, юридические и медицинские консультации, получение кредитных историй, сим-карты и прочее. Мы также видим потенциал в развитии онлайн-сегмента. Так, уже свыше 60 процентов всех займов выдается дистанционно: через брендированные карты компании и с помощью сервиса “Турбозайм”. И мы двигаемся в сторону продажи дополнительных продуктов через интернет».
«Домашние деньги» отдают предпочтение высоким технологиям и инновационным подходам к оценке платежеспособности клиента. «Помимо традиционного скоринга платежеспособности заемщика с помощью данных БКИ активно используется визуальный скоринг, в ходе которого специалист оценивает состояние жилья, ориентированность клиента в районе проживания, поведение в квартире и так далее. Например, дать ножницы по просьбе агента смогли лишь 89 процентов потенциальных клиентов, у остальных этот вопрос вызвал затруднение. Отсутствие зубных щеток в квартире было замечено у десяти процентов. Вопрос о соседях вызывает затруднение у восьми процентов», — приводят цифры в компании.
Кроме того, «Домашние деньги» при скоринге активно используют геоданные, информацию от SMS-агрегаторов (можно выявить, например, получает ли клиент сообщения от коллекторских агентств).
В «МигКредите» считают, что в микрозаймах выиграет тот, кто создаст финансовый продукт, который можно быстро получить (например, одна кнопка, по номеру телефона, по минимальной анкете) и предложит его в момент потребности в деньгах у клиента. В начале 2017 года компания сделала ставку на мобильные технологии и запустила мобильные приложения MiGMobile. Сейчас более 55% клиентов подают заявки на заем через мобильный лендинг, более 30% лояльных клиентов установили мобильное приложение и получили новый заем. Более того, компания делает ставку на новую скоринговую модель с использованием мобильных данных клиента, данных соцсетей, транзакционных данных, что позволит делать еще более точную оценку клиента и масштабировать количество выдач. Компания также запустила пилоты с POS-кредитованием с сетью магазинов «Связной» и ведет переговоры с крупнейшими игроками POS-кредитования, продает комиссионные продукты НПФ, страховки, юридические услуги.
Александр Артемов добавляет, что при правильном регулировании МФК помогут трансформации кредитного рынка, дополнят его высокотехнологичными услугами, будут драйверами изменений, связанных с удаленной идентификацией.
В принципе, у МФО хорошие перспективы — особенно если игроки согласятся пожертвовать частью маржи и откреститься от тех, кто предлагает займы под сотни процентов. Да и Банк России благосклонен к МФО и считает самым важным аспектом дальнейшего развития рынка повышение доверия к участникам рынка и их продуктам со стороны общества, государства и потребителей.
«Спрос на услугу существует, количество клиентов продолжает расти. Я думаю, что эта тенденция сохранится в будущем, — говорит Андрей Паранич. — Надеемся, что активнее будет развиваться сегмент предпринимательского микрофинансирования. Сейчас он занимает приблизительно четверть рынка, однако потенциальная емкость этого сегмента значительно больше. Активно обсуждаются меры поддержки предпринимательского микрофинансирования. Сейчас негативный имидж сдерживает развитие микрофинансового рынка. Когда негатива станет меньше, будет больше инвесторов, готовых инвестировать в МФО, что поспособствует развитию технологий, повышению качества обслуживания и снижению процентных ставок за счет увеличения конкуренции между легальными игроками».
По оценке Юрия Провкина, среднегодовой темп прироста объема выданных микрозаймов в 2017–2018 годах составит 10–20%. Активно будет развиваться онлайн: его доля составит половину микрофинансового рынка к 2021–2022 годам. При этом наращивание клиентской базы будет идти меньшими темпами. Офлайн-сегмент переходит в зрелую стадию развития, где основную долю составляют повторные заемщики — идет этап переманивания клиентов у конкурентов.