Комическая месть

12 июня 2017, 00:00

ТАСС
Уволенный Трампом Джеймс Коми не смог ответить на прямые вопросы сенаторов

Бывший директор ФБР Джеймс Коми, уволенный президентом США Дональдом Трампом, дал показания на слушаниях в сенатском комитете по разведке. Он заявил: «Я знаю: меня уволили из-за расследования. Это давило на Трампа и раздражало его». В качестве доказательства своих слов экс-глава ФБР представил лишь собственную интерпретацию бесед с президентом. По словам Коми, Трамп дважды назвал своего бывшего советника по национальной безопасности Майкла Флинна «хорошим парнем» и выразил надежду, что расследование в его отношении скоро будет окончено. На вопрос сенаторов, можно ли считать, что Трамп выступал за скорейшее расследование дела Майкла Флинна и выражал надежду, что расследование развеет сомнения относительно его невиновности, Джеймсу Коми пришлось ответить: «Возможно». Кроме того, экс-директор ФБР упирал на то, что Трамп неоднократно предлагал ему продолжить руководить ФБР, а потом неожиданно уволил. По мнению Коми, из-за того, что он не проявил должной лояльности, которой от него ожидал Трамп. Одно из «обвинений» в адрес Трампа со стороны Коми состояло в том, что новый президент США слишком часто с ним контактировал (три встречи и два телефонных звонка), один раз даже с глазу на глаз, в то время как с Бараком Обамой он виделся лишь дважды.

Неизвестно, как сильно бы разыгралась фантазия бывшего директора ФБР, если бы Дональд Трамп не предупредил его, что опасно что-то выдумывать, давая показания под присягой. Еще 12 мая, через три дня после увольнения главы ФБР, Трамп написал в твиттере: «Джеймсу Коми лучше надеяться, что нет никаких “записей” наших бесед, прежде чем он начнет сливать информацию в прессу». Опасения Трампа насчет того, что Джеймс Коми передает их личные разговоры в СМИ, подтвердил на слушаньях сам бывший глава ФБР. После отставки Коми передал письменные записи разговоров через своего «давнего друга», некоего профессора Колумбийского университета, прессе. Имя «профессора Плейшнера» быстро установили: им оказался профессор Дэниел Ричман, советник экс-директора ФБР. Трамп опять отреагировал через твиттер: «Несмотря на многочисленные фальшивые заявления и ложь, полное и абсолютное оправдание… И надо же, Коми — источник утечек!» То есть стало сразу понятно, почему из администрации Трампа постоянно утекала в СМИ секретная информация, а ФБР под руководством Коми «ничего не могла сделать».

На слушаньях Джеймсу Коми пришлось отвечать на ряд неприятных для него вопросов. Сенаторы интересовались, почему он, считая высказывания Трампа давлением на себя, не ответил отказом, а соглашался с президентом: «Да, Флинн хороший парень». И почему глава ФБР, считая действия президента преступлением, не заявил о преступлении сразу, а сделал это несколько месяцев спустя, после отставки? Коми не смог внятно ответить на эти вопросы, а лишь сослался на свой мягкий характер и растерянность. На прямые вопросы: «Трамп, его штаб или кто-то из Госдепартамента просил вас прекратить расследование о вмешательстве России в выборы?» и «Трамп является объектом расследования ФБР?» — Коми, находящемуся под присягой, пришлось ответить: «Нет». Известный критик Дональда Трампа сенатор Джон Маккейн неожиданно обрушился на бывшего директора ФБР, обвинив его в двойных стандартах. Маккейна возмутил тот факт, что ФБР быстро закрыло дело в отношении Хилари Клинтон, но долго тянуло с расследованием относительно команды Трампа. Сенатор предположил, что бывший директор ФБР был заинтересован в постоянном затягивании расследования, рассчитывая иметь рычаг давления на действующего президента США.