«Мы видим рост рынка на уровне двух процентов»

Татьяна Гурова
главный редактор «Монокль»
12 июня 2017, 00:00

Потребительский рынок в России все-таки начал расти, и это сопровождается ростом инвестиций в потребительский сектор. В частности, компания Procter & Gamblе начинает пятимиллиардный инвестиционный проект в Новомосковске. О стратегии работы на российском рынке мы поговорили с президентом P&G в Европе Гэри Кумбом

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ PROCTER & GAMBLE (2)
Президент P&G в Европе Гэри Кумб
Читайте Monocle.ru в

— На форуме в Санкт-Петербурге вы заявили об очередном цикле инвестиций в российскую экономику. Речь идет о пяти миллиардах рублей инвестиций в новую производственную линию.

 

— Да, Procter & Gamble инвестирует пять миллиардов рублей в расширение и модернизацию производственных линии в Новомосковске. Эти линии будут производить широкий ассортимент товаров — подгузники Pampers, стиральные порошки, средства для мытья посуды. Часть инвестиций будет направлена на совершенствование экологически чистых технологий для перехода на полностью безотходное производство.

— Российское население за годы кризиса, особенно за последние четыре года, очень обеднело. Реальное падение доходов составило около 15 процентов. В долларовом выражении доходы упали до уровня 2005 года. Вы видите падение спроса или какие-то изменения в его структуре?

— Определенно этот кризис для российского рынка был очень сложным. Но сейчас мы видим рост рынка на уровне двух процентов. Измеряемый нами индекс потребительской уверенности сейчас, конечно, примерно на 25 процентов ниже, чем до кризиса, однако все же выше, чем два года назад, и потребители по-прежнему доверяют нашим брендам. Из тенденций можно отметить, что в кризис некоторые потребители переходили на малую упаковку, чтобы сократить свои повседневные расходы. Но покупки существенно участились. Десять лет назад потребитель совершал покупки в среднем один-два раза в неделю, сейчас — в среднем 24 раза в месяц. Люди покупают чаще, но средний объем корзины одной торговой сессии становится меньше. За десять лет количество покупательских каналов удвоилось. Набирает популярность малый формат магазинов рядом с домом. Количество потребителей, приобретающих продукцию FMCG-брендов на онлайн-платформах, выросло на 60 процентов за 2014–2016 годы. Заметно растет аудитория потребителей в возрасте старше пятидесяти лет как в России, так и в Европе.

— На рынках, которые производят сложные товары вроде автомобилей, важным аспектом является локализация производственной цепочки. Насколько я понимаю, в России не производится многих ингредиентов, сырья и материалов, которые потом превращаются в вашу продукцию. Это так или нет? И есть ли планы локализации производственной цепочки?

Мы присутствуем на российском рынке 26 лет и постепенно наращиваем долю местного производства. Но у нас есть естественные ограничения: многие виды сырья действительно не производятся на российском рынке, хотя прогресс в этом направлении есть. Сегодня степень локализации базы поставщиков — 60 процентов. В целом мы вложили в локализацию производства около 700 миллионов долларов за 26 лет.

 26-02.jpg

— Можно привезти какой-нибудь пример на любом продукте, чтобы понять, из чего складывается эта локализация?

— Для различных продуктов эта структура будет разная. Если мы, допустим, говорим о бренде Pampers, то основным сырьем является химическое вещество, которое называется HGM. И где бы мы ни производили памперсы — в Великобритании или Германии, все равно нам приходится поставлять этот химический препарат из Японии, потому что только там ведется производство и только там имеется интеллектуальная собственность на этот компонент. А если мы говорим, допустим, про Fairy, то там будет другая ситуация. Кстати, объявленные пять миллиардов инвестиций в завод в Новомосковске позволят нам в ближайшие два года довести локализацию производства подгузников, средств для стирки и мытья посуды до ста процентов.

— Вы сказали, что основной ингредиент для производства памперсов производится только в Японии и ограничен правом интеллектуальной собственности. А насколько сложен этот ингредиент и можно ли создать аналог в России?

— К сожалению, часть подобной информации является коммерческой тайной. Нас не смущает, что мы привязаны к какому-то поставщику. Именно благодаря тому, что мы вкладываем миллионы долларов в производство товаров и наши партнеры вкладывают миллионы долларов в разработку этих ингредиентов и технологий, мы имеем возможность радовать потребителя своими высококачественными товарами.

— В составе ваших продуктов много импортных компонентов. Насколько цены на конечную продукцию привязаны к курсу рубля, который снизился почти вдвое в 2015 году?

— Не слишком привязан, так как если бы мы жестко привязывали цену к рублевому курсу, то не смогли бы сохранить баланс цены и качества, к которому мы стремимся. Мы меняем цены в привязке к инфляции, а не к девальвации рубля. За последние три года бывали случаи, когда мы снижали цены своей продуктовой линейки, чтобы отражать соотношение цены и ценности для потребителя. Разумеется, здесь есть свои нюансы. По каждому продукту есть свои варианты изготовления, свои размерно-упаковочные варианты и так далее. Важно подчеркнуть, что, работая на российском рынке 26 лет, мы четко осознаем, что наша окончательная цель — развитие нашего бизнеса, а также содействие росту российской экономики. Это можно сделать только путем продажи тех продуктов, которые население очень любит и может себе позволить. Хотел бы добавить, что все большую важность на мировом рынке набирает тенденция к экологически чистому производству. В нашем новом инвестиционном проекте в Новомосковске мы не только расширяем и модернизируем производственные мощности, но и делаем производственную линию более чистой. За последние семь лет нам удалось сократить уровень потребления электроэнергии, воды, а также загрязнение воздуха на 20 процентов на этом предприятии. В следующие два года мы планируем перейти к полностью безотходному производству. Например, 80 процентов упаковки стиральных порошков производится из вторсырья.

 26-03.jpg

— На какие другие рынки экспортируется продукция Procter and Gamble, которая производится в России? И в какой степени влияет на долю и динамику экспорта стоимость труда в России, которая очень упала за последнее время?

— В целом наша бизнес-модель предусматривает производство, как можно более приближенное к рынку сбыта, поэтому мы стараемся не создавать каких-то централизованных пунктов производства, которые снабжали бы максимум рынков. Примерно 60 процентов продукции, производимой в России, мы здесь и продаем. Но 40 процентов экспортируется. Мы экспортируем примерно в 18 стран Центральной Азии и Ближнего Востока, Индию, Восточную и Западную Европу. Что касается стоимости труда, то она является одним из факторов, но не определяющим. Главное в нашем производстве в России — это высокое качество ингредиентов, технологий, продуктов и отличные кадры.