Портрет на фоне шахмат

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
12 июня 2017, 00:00

Российская шахматная федерация выпустила книгу Бориса Долматовского, который последние сорок пять лет ведет подробную фотохронику событий, происходящих в шахматном мире

БОРИС ДОЛМАТОВСКИЙ
1998 год. Александра Костенюк, будущая двенадцатая чемпионка мира

Шахматисты, особенно те из них, кто достиг хоть каких-то значимых вершин в этом виде спорта, всегда считались людьми особого склада. К тому же они могли осуществить то, что недоступно всем остальным ни за какие деньги: стать королями шахматного мира — не имеющего границ, распространяющегося везде, где люди расставляют шахматные доски и передвигают на них фигуры. Это одно из самых демократичных государств: его глава, не имеющий, впрочем, никаких привилегий, кроме обладания титулом, избирается путем честного поединка, от которого действующий король, как бы ему этого ни хотелось, не вправе отказаться. Кто эти обитатели невидимого шахматного королевства, обладающие сверхспособностью совершать в уме немыслимое количество интеллектуальных операций? Как выглядят эти супергерои, день за днем ведущие яростные сражения за шахматной доской, прошедшие сквозь горнило побед и поражений?

Долматовскому, на сегодняшний день едва ли не самому известному шахматному фоторепортеру, удалось запечатлеть ключевые моменты шахматной истории второй трети XX века. Он сфотографировал всех советских чемпионов мира. Сделал первые опубликованные снимки будущих чемпионов мира Гарри Каспарова и Александры Костенюк. Фотографировал первый поединок Анатолия Карпова и тогда еще совсем юного Гарри Каспарова. Как и все фотографы, он сделал тысячи снимков, и только некоторые из них со временем стали историческими. Но предугадать, какой именно станет таковым, в момент нажатия на кнопку затвора едва ли возможно. Как и разглядеть в детях, достигших в возрасте десяти-двенадцати лет головокружительного успеха, не просто играющих на одном уровне со взрослыми, но превосходящих их в силе игры, — будущих чемпионов. Не каждый вундеркинд станет чемпионом, но на внимание фотокамеры Долматовского он может рассчитывать.

Чаще всех на страницах книги появляются Анатолий Карпов и Гарри Каспаров — шахматные титаны, однажды сошедшиеся в безлимитном поединке. Вот снимок Анатолия Карпова в момент его возвращения из Багио, где он выдержал тяжелейший четырехмесячный матч за звание чемпиона мира по шахматам с Виктором Корчным — беглецом, отказавшимся возвращаться в СССР после турнира в Амстердаме в 1976 году. Мы видим лицо победителя в матче, который рассматривался не иначе, как поединок двух общественно-политических систем: в отсутствие Бобби Фишера, решившего сойти с шахматной сцены непобежденным, он должен был дать ответ на вопрос, какая из них на самом деле является более справедливой. Счет матча — 6:5 — позволяет судить о том, какой накал страстей царил тогда в Багио, что значила эта победа для Карпова. Благодаря его усилиям титул самого умного на планете человека все-таки остался в Советском Союзе, и по значимости это можно было сравнить едва ли не с первенством в покорении космоса. Не случайно рядом с Карповым на фото летчик-космонавт Виталий Севастьянов — в ту пору председатель Шахматной федерации СССР.

Первая половина восьмидесятых, и вот — новый безлимитный поединок. Он проходит в Колонном зале Дома Союзов. Чемпион мира по шахматам поднимается по ступенькам. На заднем плане — огромная толпа людей, жаждущих стать частью истории. Фото, на котором судья, проверяющий кресло Карпова: тот попросил сделать ему набойки на ножки кресла, чтобы не выглядеть из зала ниже Каспарова. И самый драматичный момент — церемония прекращения матча. Каспаров стоит на трибуне с поднятой рукой. Он обвиняет президента ФИДЕ Флоренсио Кампоманеса в том, что тот отнял у него победу. Ему остался всего год до момента, когда он станет чемпионом. Этот матч стал переломным в истории шахмат. Весь мир выдал им тогда столько внимания, что произошел как будто его перерасход, и больше никто из всех последующих шахматных чемпионов так и не смог сравняться в известности ни с Карповым, ни с Каспаровым, какими они были в первой половине восьмидесятых. По снимкам Долматовского это видно.

 

Долматовский Борис. Шахматы в объективе Бориса Долматовского. — М.: РШФ, 2017. — 208 с. Тираж 1000 экз.