Посмотри мне в глаза

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
12 июня 2017, 00:00

В Институте русского реалистического искусства открылась выставка «Возвращайся домой»

Картина Вячеслава Милюхина «До конечной» на выставке «Возвращайся домой»
Читайте Monocle.ru в

«Возвращайся домой» словно бы переводит стрелки на часах музея, который до сих пор утверждал, что на дворе по-прежнему двадцатый век и с тех пор, как советские художники старательно запечатлевали окружающую их реальность, мало что изменилось. И это «Возвращение домой» и одновременно прорыв в настоящее — попытка взглянуть ему в глаза, понять, что происходит здесь и сейчас. Художники, чьи работы представлены на выставке, прежде всего опровергают выдвинутый художниками-нонконформистами тезис, что реализм, в том виде, в каком он кристаллизовался в советском изобразительном искусстве, — мертворожденная ветвь на дереве мировой культуры. Реализм, уже без эпитета «социалистический» и без модифицирующих приставок гипер- и сюр-, скорее жив, чем мертв. Он по-прежнему остается языком, на котором современный художник может обратиться к зрителю и донести до него свой образ реальности. И главная сила этого языка заключается в его узнаваемости. Это язык, которому не надо учиться, он уже есть внутри нас. Мы начинаем разговаривать на нем с миром, как только открываем глаза, и получаем первые зрительные впечатления.

На выставке «Возвращайся домой» представлены работы современных художников, каждому из которых еще не исполнилось сорока лет 79-01.jpg ДЕНИС ИЧИТОВКИН
На выставке «Возвращайся домой» представлены работы современных художников, каждому из которых еще не исполнилось сорока лет
ДЕНИС ИЧИТОВКИН

На выставке «Возвращайся домой» мы видим картины как внешнего, так и внутреннего мира. Панельная многоэтажка 44-й серии, которой Павел Отдельнов посвятил целую серию полотен, — она как вовне, так и внутри нас. Многократно запечатлеваясь на сетчатке наших глаз, она стала почти одушевленным существом. Мы, все, кто прожил в ней свою жизнь, и есть ее коллективная душа. Укрывая нас от снега, ветра и дождя, она возносит нас над грешной землей и дарит нам маленький домашний рай. Намек на него возникает еще в коридоре, где мы видим почтовые ящики и мысленно пытаемся заглянуть в них в ожидании либо свежих газет, либо письма. Об этом нам напоминает работа Александра Дашевского. Самая запоминающаяся примета внутреннего пространства многоэтажки — холодильник, который Анна Красная изображает облепленным отовсюду привезенными магнитиками, напоминающими о том, что жизнь владельцев этого снабженного механизмом шкафчика наполнена яркими впечатлениями. Вместо очага — батарея центрального отопления, еще один персонаж, одушевленный художником Кириллом Рахматуллиным. На кухню, детально прорисованную Денисом Ичитовкиным, скоро вернется бабушка. Всё, включая плохо покрашенные стены и отслаивающуюся штукатурку, замерло в ее ожидании. И как бы ни был мрачен двор, обставленный многоэтажками, нависающими над крошечным ребенком, — в этот момент их зарисовала Ирина Филатова — солнце непременно взойдет, и тогда П-44 станет частью метафизического мира, лестницей ведущей человека на небеса.

За стенами многоэтажек мы обнаруживаем либо нейтральное пространство, где царит буддийская пустота — оно словно бы еще не заполнено смыслом, либо их заполняют старые заводские здания — они, словно стесняясь своей неказистости, стоят в стороне. Но именно в них мы видим продолжение сюжетов, которые вдохновляли русских художников второй половины двадцатого века, — могучие чудовища, с помощью которых человек укрощал реальность, превратились в старые проржавевшую груду железа. Теперь они не столько преодолевают разрушительную энтропию, сколько являются ее источниками. Новые механизмы более совершенны, но они словно существуют сами по себе. У них свой мир, в котором нет условий для существования человека, он в него не вписывается в буквальном смысле слова. Здания так велики, что человек, попадая внутрь них, оказывается будто в чреве огромных китов, рассекающих время и пространство.

Но островки рая земного все еще существуют. На картине Евгении Буравлевой девушка качается на качелях на берегу реки — на полотне доминируют зеленый и голубой цвета. Мы видим человека, который вышел из порочного круга социальных условностей, чтобы вздохнуть полной грудью, набраться сил и вернуться обратно — под жернова цивилизации без устали перемалывающие время.