Займы для МСБ: отсеваем, обрубаем

Константин Воробьев
12 июня 2017, 00:00

Кредитование малого бизнеса начинает оживать, но банки повысили требования к заемщикам. Даже одобренные заявки, бывает, урезаются. А инструменты господдержки МСБ пока не блещут эффективностью

Иллюстрация; ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Банковское кредитование малого бизнеса начинает активизироваться — после трех лет последовательного сжатия. Официальная статистика ЦБ сильно запаздывает, но опрошенные нами банки, плотно работающие с этим сегментом рынка, единодушно фиксируют разворот от спада к росту. Неформальный консенсус-прогноз банкиров таков: объемы выдачи кредитов заемщикам МСБ по итогам текущего года увеличатся на 8–10%, а совокупная задолженность сектора перед банками — на 4%.

Уже в прошлом году в сегмент МСБ начали возвращаться крупные банки (из топ-30 по активам), нарастив в совокупности объем кредитования на 19%. Активизация ведущих игроков не переломила общей негативной динамики, но удержала рынок от еще более глубокого падения. По итогам 2016 года объем предоставленных кредитов снизился на 3%, до 5,3 трлн рублей, а размер кредитного портфеля сократился на 9%, до 4,5 трлн рублей. И это уже было большим достижением после 28-процентного обвала новых выдач кредитов МСБ в 2015 году.

Формирующаяся высокая конъюнктура сегмента кредитования МСБ, конечно, не означает реанимации бизнес-моделей времен бума 2011–2013 годов. Тот период запомнился работой так называемых кредитных фабрик (фактически это было поточное микрокредитование на основании скоринговых моделей). Особенно активно с «кредитными фабриками» работали крупнейшие игроки — Сбербанк, ВТБ24, Промсвязьбанк, «Возрождение», Московский индустриальный банк, «Юниаструм» и др. Отсутствие индивидуального анализа профиля риска заемщиков существенно ускоряло процедуру выдачи небольших по сумме и коротких по сроку ссуд. В результате сегмент быстро рос: в 2011 году портфель кредитов МСБ увеличился на 19%, в 2012-м — на 17%, в 2013-м — на 15%.

После резкого осложнения макроэкономической ситуации в 2014 году модель «кредитной фабрики» потерпела крах: в 2015 году просрочка по сегменту МСБ выросла с 7,1 до 13,8%, а в прошлом году — еще на 0,4 процентного пункта (п. п.), до 14,2%.

В течение всего 2016 года темпы прироста просрочки были существенно ниже, чем в 2015-м. В абсолютном выражении объем проблемных долгов по кредитам МСБ за 2016 год снизился на 4,5%, до 636 млрд рублей. Банки отреагировали соответственно: по данным аналитического центра НАФИ, в 2016 году половина банков снизила ставки по кредитам для малого бизнеса. Смягчение ценовых условий было обусловлено рядом факторов — стабилизацией просрочки и общей стабилизацией ситуации, снижением ключевой ставки, улучшением условий фондирования на внутренних рынках. «Следуя позитивным изменениям конъюнктуры, лидеры банковского рынка снижают ставки, вместе с тем упрощая процедуру предоставления кредитов», — говорит Надия Черкасова, член правления ВТБ24. Тем не менее о скоринговых системах никто уже не вспоминает. Банки тщательно анализируют индивидуальные риски заемщиков и их проектов.

При достижении регулятором целевых показателей по инфляции банкиры ожидают снижения ключевой ставки до конца текущего года на 1–1,5 п. п. (сейчас она составляет 9,25% годовых) и сохранения динамики просроченной задолженности на уровне 2016 года; по итогам 2017 года объем выданных кредитов может прибавить до 10% и достичь 5,9 трлн рублей.

Согласно опросу, проведенному НАФИ совместно с фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским микрофинансовым центром (РМЦ) в феврале 2017 года, за последний год треть субъектов МСБ (32%) обращалась за кредитами. Треть из них получили отказ, в основном без объяснения причин. Те, кто получил одобрение от банка, не всегда получают всю сумму. Так, средняя сумма заявки составляет 8 млн рублей, а средняя одобренная сумма почти в полтора раза ниже — 4,7 млн рублей. Это означает, что банкиры даже одобренные заявки могут «обрезать» и (или) что банки удовлетворяют, как правило, менее крупные заявки из всей совокупности. Ссуды предоставлялись преимущественно на короткие сроки. По оценкам НАФИ, на кредиты сроком до одного года приходится порядка 65–70% месячной выдачи.

По словам Надии Черкасовой, одной из ключевых тенденций становится дистанционное кредитование предпринимателей. Относительно новым явлением стало также появление банков для малого бизнеса, которые вовсе не занимаются его кредитованием. Например, Модуль-банк, банк «Тинькофф», «Точка» предлагают МСБ различные некредитные формы взаимодействия — расчетно-кассовое обслуживание, ведение бухгалтерии и отчетности, конверсионные операции, зарплатные проекты и др.

«Программа 6,5»: как масштабировать?

По данным Счетной палаты, с 2010 по 2016 год число субъектов МСБ выросло на 28% — с 4,6 млн до 5,8 млн. При этом только за 2015–2016 годы на поддержку малого бизнеса было направлено 152,8 млрд рублей, из которых 78,8 млрд пришлось на Федеральную корпорацию содействия развитию МСП и 12,3 млрд — на МСП-банк (в прошлом году он покинул группу ВЭБ и влился в корпорацию). Эффективность этих институтов развития пока не исследована госаудиторами, а вот программа Минэкономики по поддержке МСП (еще 28,2 млрд рублей), согласно выводам Счетной палаты, оказалась недостаточно результативной. Госпрограмма охватила только 1% предпринимателей, при этом в ряде регионов выявлены признаки возможной коррупции при предоставлении помощи. Еще одна претензия Счетной палаты — слабая информподдержка: работает почти 150 сайтов органов власти на различных уровнях, при этом информация на них не всегда актуальная, а система поиска затруднена.

Кредитование МСБ разворачивается к росту после трех лет последовательного сжатия. Лидерами оживления кредитования МСБ стали крупные банки 54-02.jpg
Кредитование МСБ разворачивается к росту после трех лет последовательного сжатия. Лидерами оживления кредитования МСБ стали крупные банки

В Минэкономразвития на претензии Счетной палаты ответили, что 1% охвата — нормальный показатель, так как сейчас развивается банковское кредитование и новые продукты финансовой поддержки, в том числе «Программа 6,5», гарантийная поддержка Корпорации МСП и региональных организаций.

По «Программе 6,5» объемом 125 млрд рублей Корпорация МСП предоставляет поручительство уполномоченным банкам, получающим выгодное фондированием от ЦБ (под 6,5%), которые в свою очередь кредитуют бизнес по привлекательным ставкам: 10,6% для малых компаний и 9,6% — для средних. Помимо этого Корпорация МСП развивает Национальную гарантийную систему (НГС), куда также входят МСП-банк и региональные гарантийные организации. Корпорация МСП предоставляет банкам гарантии и поручительства по ставке 0,75% годовых от суммы гарантии. Гарантии покрывают до 50% суммы кредита и до 70% от суммы гарантии исполнения контракта. Ставки по кредитам для предпринимателей вне льготной программы варьируются от 14 до 17%.

МСБ остается самым рискованным сегментом банковского кредитования. Структура лизингового портфеля в 2016 году 54-03.jpg
МСБ остается самым рискованным сегментом банковского кредитования. Структура лизингового портфеля в 2016 году

На конец 2016 года в рамках организаций Корпорации МСП было выдано свыше 13 тыс. гарантий и поручительств на сумму свыше 110 млрд рублей, что позволило малым и средним компаниям привлечь кредиты более чем на 192 млрд рублей. Но глобально ни корпорация, ни другие институты развития, нацеленные на поддержку программ банковского кредитования малого бизнеса, не переломили общую тенденцию — в 2016 году доступность кредитов для бизнеса продолжила снижаться. По подсчетам НАФИ, объем кредитов по «Программе 6,5» и программе Национальной гарантийной системы составил в прошлом году менее 5% общего объема кредитования (оценка НАФИ).

Причины неэффективности текущей системы поддержки сегмента МСП —перманентная несистемная перетряска институтов поддержки и неэффективная система мотивации региональных фондов в части их работы по повышению доступности финансирования для бизнеса.

Минэкономразвития недавно предложило присвоить гарантиям, которые выдает Корпорация МСП банкам, первую категорию качества вместо второй, что позволит удешевить кредиты для предпринимателей за счет снижения резервов банков на возможные потери по ссудам. В пояснительной записке к разработанному министерством законопроекту сказано, что «в части гарантии ставка резервирования составит 0%, что станет стимулирующим фактором для банков по увеличению объема кредитов субъектам МСП, обеспеченных поручительствами корпорации». При этом Корпорация МСП должна будет соблюдать ряд банковских нормативов (достаточности капитала, соотношения капитала и принятых обязательств, риска на одного контрагента и других). Рынок уже воспринял идею позитивно, так как это позволит сократить резервы банков вдвое и понизить ставки для конечных заемщиков.

Не кредитом единым

Если на рынке банковского кредитования тренд на рост только намечается, то по альтернативным инструментам финансирования для малого бизнеса, особенно по лизингу, уже в 2016 году был зафиксирован значительный подъем, и в нынешнем году он продолжится — правда, темпы несколько снизятся.

По оценкам Национального рейтингового агентства, в 2016 году объем нового бизнеса в лизинге увеличился на 30%. В структуре лизингового портфеля около 15% приходится на транспорт, 65% — на железнодорожную, авиа- и водную технику. При этом небольшие лизинговые компании, которые как раз работают с МСБ, в своих портфелях имеют большую долю сделок по технологическому имуществу (30–40% против 20% в среднем по рынку, по подсчетам НРА). В 2017 году прирост на рынке лизинга замедлится до 5%.

Дополнительным стимулом для роста рынка стала новая программа Минпромторга по льготному лизингу. Условия программы заключаются в субсидировании части авансового платежа по договорам лизинга транспорта всех категорий с юридическими, физическими лицами и ИП. Лизингополучателю компенсируется 10% авансового платежа за автомобиль (не более 50 тыс. рублей), а приобрести можно несколько транспортных средств. По сумме совокупная компенсация в 2016 году составляла 5 млн рублей. В 2016 году на программы поддержки спроса (лизинга и кредитования) суммарно было выделено 66,9 млрд рублей и приобретено 737 тыс. автомобилей (при совокупных продажах 1,489 млн машин, то есть 50%).

Программа пользовалась популярностью у малого бизнеса, в связи с чем была продлена на 2017 год, объем финансирования лизинга увеличили сразу вдвое, до 10 млрд рублей. Предельная совокупная сумма компенсации по транспортному парку в лизинг составляет в текущем году 10 млн рублей. По условиям обновленной программы увеличена предельная стоимость машины с 1,15 млн до 1,45 млн рублей.

Наблюдался рост и в еще одном альтернативном кредитованию финансовом сегменте — факторинге, где совокупный оборот по сегменту МСБ продемонстрировал рост по итогам 2016 года на 10–13%.

Кроме того, развивалось микрофинансирование малых фирм и предпринимателей. По оценкам, в 2016 году прирост микрофинансового портфеля составил 20% (в 2015-м — 10%). Основной фактор, положительно влияющий на этот рынок, — рост объемов портфелей региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. «Переток клиентов из банков в МФО будет происходить и далее из-за того, что банки зачастую не готовы детально проверять клиентов — вплоть до предоставления рекомендаций по ведению бизнеса — и, соответственно, будут отказывать в выдаче кредитов, — рассказывает Александр Шустов, гендиректор МФК “Мани Фанни”. — В 2017 году прирост сегмента займов малому бизнесу составит 10 процентов, в 2018 году может достичь 30 процентов». По его мнению, одним из факторов повышения доступности заемных средств для МСБ является создание единого бизнес-пространства, в котором предприниматели смогут получить весь спектр услуг — от предоставления кредитов до ведения бухгалтерии и консультаций.