В этом спектакле все выстроено вокруг Инны Чуриковой. Она и играет королеву, и является ею. Автор пьесы Питер Морган думал прежде всего о королеве Британии Елизавете II. Конечно, любопытно, как у них, у англичан, все там устроено и какую роль во всем этом играет очаровательная женщина в столь приятных глазу костюмчиках. Неужели она и в самом деле имеет какое-то влияние на британскую политику? Но куда больше нас интересует Инна Чурикова — как будет выглядеть, как станет произносить свои реплики. Она легенда, причем из разряда тех, что не привязаны к каноническому образу. Он сложился в том числе благодаря усилиям Глеба Панфилова: свои лучшие роли Чурикова сыграла в его фильмах. И, к счастью, этим не ограничилась. Она была занята, например, в фильмах режиссеров нового поколения — Василия Сигарева и Жоры Крыжовникова — и оказалась там очень уместной. Но мы, зрители, солидарны с Глебом Панфиловым и хотим видеть ее в ролях, где она выходит на сцену в красивых платьях и в должной мере проявляет свое величие.
Пьеса построена на диалогах Елизаветы II с британскими премьер-министрами во время их еженедельных аудиенций. Немного странно, что они постоянно говорят о России, причем королева в этом случае проявляет удивительное здравомыслие. На самом деле в этом нет ничего случайного: драматург специально для Театра Наций доработал пьесу, введя в ее текст дополнительные акценты. Мы наблюдаем британскую политику с высоты королевского трона, у которого сами британцы то и дело пытаются «подпилить ножки». В сцене первой из еженедельных встреч королевы и премьер-министра Черчилль не смеет сесть в ее присутствии, и ей приходится его уговаривать. Но вот проходит десяток лет, и очередной премьер-министр, в отличие от Черчилля выбравшийся из самых низов, как мальчишка, просит королеву с ним сфотографироваться. Уже в первую свою встречу с премьер-министром королева переигрывает его: уговаривает нарушить многовековую традицию и сесть в ее присутствии. Во всех остальных эпизодах она выглядит выше всех них на голову. Усадив каждого из премьер-министров в кресло, она начинает смотреть на них немного свысока.
Глеб Панфилов поставил спектакль большого стиля, когда у зрителя есть возможность внять всем репликам и внимательно разглядеть детали декораций и костюмов. На сцене нет никакой суеты. Все имеет свой вес. Но иногда визуальный образ начинает доминировать. Первый акт завершается пышной сценой коронации. Актеры на какое-то время замирают в своих позах, давая зрителям возможность рассмотреть мизансцену во всем ее великолепии. Ввысь, в потолок, уходят величественные колонны, на стене проявляются витражи, и мы переносимся в Вестминстерское аббатство, чтобы проникнуться величием восхождения человека на одну из высших ступеней социальной лестницы. И сколько бы ни отнекивалась Елизавета II от того, что предназначено ей судьбой, мы видим: в этот момент с ней происходит что-то такое, от чего она уже никогда не сможет отказаться.
Еще совсем недавно она была обычной девочкой: любила петь и танцевать. И Питер Морган, а вместе с ним и Глеб Панфилов пытаются понять, как обычный человек, не имеющий желания становиться монархом, волею судеб в него превращается — и оказывается более чем достойным этой роли. И еще один вопрос: королева играет свою роль или на самом деле ею является? Так ли уж зависит происходящее в стране от ее воли, от этих еженедельных докладов? Питер Морган словно говорит нам: «Может быть, это покажется вам странным, но королева и страна, которой она не правит, каким-то образом связаны друг с другом. Хотите верьте, хотите нет». Возможно, все дело именно в ней — в Елизавете II, в том, какой путь она прошла и кем стала. Возможно, тот, кто придет после нее, уже не будет столь важным для страны человеком, а станет всего лишь символом, ни на что не влияющим. Но это будет уже другая пьеса и другая актриса. Если говорить о том, что происходит сейчас, то королеву играет Инна Чурикова. И от этой королевы зависит если не все, то очень многое.