Грибной дождь

Вера Кузьмина
корреспондент журнала «Эксперт»
19 июня 2017, 00:00

Одним из активно развивающихся направлений инвестиций в тепличное хозяйство в последнее время стало производство культивируемых грибов. Заявленных проектов хватит, чтобы уже в ближайшее время обеспечить внутренний спрос и отказаться от импорта

ТАСС

В конце мая в Курской области компания «Грибная радуга» открыла комплекс по выращиванию шампиньонов на 12 тыс. тонн в год — на сегодня это один из самых масштабных проектов в стране. Правда, на такие объемы производитель сможет выйти только в 2018 году, а на первом этапе более реалистичная цифра — 4000 тонн в год, при этом первого урожая ожидают уже в конце июня. Общий объем финансирования проекта составил 3,6 млрд рублей, из которых 2,9 млрд — заемные средства.

«Грибная радуга» — уже второй реализованный грибной проект из числа заявленных за последние три года на волне импортозамещения в тепличной отрасли (первое крупное производство на 6000 тонн грибов в год было открыто компанией «Русский гриб» в конце 2016-го). И это только начало — впереди строительство еще нескольких крупных шампиньонных комплексов мощностью от 5 до 20 тыс. тонн грибов каждый.

После внедрения продуктового эмбарго внутреннее производство грибов начало расти  28-03.jpg
После внедрения продуктового эмбарго внутреннее производство грибов начало расти

Вернуться к собственному производству

Рынок шампиньонов (а именно эти грибы в основном культивируют) находится на стадии формирования. Грибы в нашей стране выращивали всегда, разница была только в объемах производства и наличии импорта. В СССР весь рыночный спрос покрывали несколько крупных предприятий, которые прекратили свое существование. Стали появляться новые фирмы, но их объемов производства было недостаточно, и в Россию хлынул импорт. Только сейчас на рынке происходит рост отечественного производства за счет прихода инвесторов, которые обратили внимание на эту отрасль благодаря ограничению на импорт продовольствия и девальвации рубля. До этого рынок шампиньонов на 80% формировал импорт, а основным поставщиком была Польша. После введения антисанкционного эмбарго объем импорта резко снизился (с 66,5 тыс. тонн в 2014 году до 28,4 тыс. в 2016-м), поэтому цены на дефицитные шампиньоны выросли в два раза и этот рынок стал привлекательным с коммерческой точки зрения.

Правда, рост цен привел к значительному снижению потребления: если в 2013-м, по данным компании «Школа грибоводства», в России съели около 90 тыс. тонн грибов, то в 2016-м — вдвое меньше, 45 тыс. тонн. Но это не отпугнуло инвесторов, так как появилась возможность заместить импорт.

Российский рынок культивируемых грибов в основном представлен шампиньонами — на них приходится порядка 80% общего объема, около 18% рынка занимают вешенки, 2% — все остальные грибы. Причем последние, суммарные 20%, — это грибы, которые выращивают в России на малых фермерских хозяйствах. Шампиньоны, напротив, выращивают в основном крупные производители.

Выращивать вешенки или другие грибы в промышленном масштабе не имеет смысла: они очень хрупкие, сохранить при перевозке товарный вид очень сложно, грибы быстро портятся, поэтому их нужно быстро реализовывать в тех регионах, где они выращиваются. Шампиньоны менее прихотливы: они имеют более плотную структуру, хранятся дольше вешенок, поэтому их можно поставлять без особых проблем из той же Польши или Белоруссии, по этой же причине их удобно выращивать крупному производителю. Кроме того, шампиньоны более популярны у российских потребителей.

Большая часть внутреннего производства шампиньонов приходится на крупные компании, которые могут обеспечить от 5000 тонн продукции в год. Средние игроки собирают 1500–3000 тонн грибов ежегодно, а мелкие — менее 1000 тонн. Сейчас лидерами рынка являются четыре крупные компании. Одна из них — «Русский гриб» — открыла в конце прошлого года производство на 6000 тонн грибов в год. Приблизительно такой же объем у Национальной грибной компании «Кашира»; компания «Орикс Групп» собирает 2000 тонн грибов в год (после строительства нового комплекса планируется увеличить объемы до 25 тыс. тонн шампиньонов и 1400 тонн вешенок в год).

Несмотря на рост внутреннего производства и сокращение объема импорта, импорт все еще доминирует на рынке: «Значительная часть польских грибов поступает в Россию через Белоруссию. У нас пока что не хватает мощностей, новые проекты в процессе строительства», — объясняет Тамара Решетникова, генеральный директор исследовательской компании «Технологии роста».

Новые проекты строительства шампиньонных комплексов смогут решить эту проблему, поскольку ориентированы на большие объемы производства — от 5 до 25 тыс. тонн. Это можно связать с двумя факторами. Во-первых, со спецификой настоящего момента: сливки соберет тот, кто быстрее выйдет на рынок и покроет значительную часть спроса. Во-вторых, строительство шампиньонного комплекса требует существенных инвестиций, которые при малом объеме просто не окупить. В итоге новые компании не просто заместят импорт, но даже могут занять лидирующие позиции на рынке, потеснив нынешних лидеров за счет большого объема.

К примеру, запущенный в конце 2016 года «Русский гриб» ориентирован на 6000 тонн продукции в год, «Грибная радуга» при удачном раскладе сможет собирать до 12 тыс. тонн грибов в год. ТД «Богородские овощи» строит шампиньонный проект на 10 тыс. тонн в год. Компания «Агрогриб» планирует построить шампиньонный проект (первая очередь) на 10 тыс. тонн. Проект «Зеленая линия» известной по выращиванию овощей российской компании «Тандер» планирует к концу года выйти на объемы производства 6000 грибов в год. На этапе строительства находится и проект компании «Мастер гриб» — 5000 тонн в год. Реализуются еще несколько проектов с меньшими объемами производства — суммарно 5600 тонн шампиньонов в год.

 28-02.jpg ТАСС
ТАСС

Интерес инвесторов к культивированию грибов возник после введения эмбарго на импорт продовольствия и девальвации рубля. До этого момента 80% рынка занимал импорт.

 

Происходит и рост производства других видов грибов. «За последние два года объем производства вешенок вырос. Если раньше небольшие фермы, которых штук сто — сто пятьдесят, выращивали порядка трех тонн вешенок в год, то по итогам прошлого года общий объем производства составил порядка пяти тысяч тонн», — говорит Александр Хренов, генеральный директор «Школы грибоводства». НПО «Биогрин» уже строит комплекс для выращивания вешенки и эринге, рассчитанный на 5000 тонн грибов в год, и собственное компостное производство.

Даже с компостом трудно

По приблизительным подсчетам Александра Хренова из «Школы грибоводства», инвестиции в средний шампиньонный комплекс на 2000 тонн грибов в год составят около миллиарда рублей. При этом половина средств пойдет на строительство компостного цеха (здесь создается почва для выращивания грибов), а вторая половина — на строительство и техническое оснащение шампиньонного комплекса. Учитывая, что сейчас строятся комплексы, рассчитанные на больший объем, инвестиции в проекты превышают миллиард рублей. «Как правило, около 30 процентов инвестиций — собственные средства компаний, остальная сумма — заемные средства», — рассказывает Сергей Крысин, директор проекта по строительству грибного комплекса агрохолдинга «Богородские овощи».

Основные проблемы, которые могут тормозить строительство новых комплексов, — отсутствие оборудования, компостных производств и квалифицированных кадров. Проблемы с оборудованием российские производители едва ли смогут решить в ближайшее время — его по-прежнему придется закупать у иностранцев. Для шампиньонной теплицы необходимы климатическая система, система полива, оборудование для стеллажей. Серьезно настроенные игроки закупают оборудование у лидеров рынка — в Нидерландах. Такое оборудование производят также в Польше и Китае. «Мы стоим на очереди на поставку оборудования из Нидерландов — это ведущая страна по производству оборудования для шампиньонных комплексов. Срок ожидания поставки в Россию оттуда — 50 недель. Если учесть, что Россия не является лидером ни по потреблению, ни по объемам производства, то понятно, что значительная часть оборудования уходит в те страны, где грибы выращиваются в больших масштабах. Шампиньоны выращивают в больших объемах в Китае, США, Польше, Голландии», — говорит Сергей Крысин.

Для выращивания грибов необходим компост. Основные компоненты для его приготовления — солома и сухой куриный бройлерный помет. Несмотря на простоту состава, подготовить компост, который позволит получить хороший урожай, нелегко — необходимо соблюдать технологии приготовления. В России отдельных компостных производств почти нет — в основном их строят для своих нужд сами производители грибов. Занимающиеся производством компоста отдельные компании дают очень небольшой объем. Например, компост можно купить, в Краснодарском крае у Южной грибной компании — 40 тонн в неделю (недельная потребность российского рынка — 1500–2000 тонн). Большую часть компоста закупают за рубежом, в тех же Польше или Белоруссии, что очень невыгодно для отечественных производителей грибов: в себестоимости на импортный компост приходится 60% расходов, а использование собственного компоста позволит снизить этот параметр до 35–40%. Впрочем, в ближайшее время объемы собственного производства компоста будут расти. Так, сейчас готовится к запуску компостный цех Тульской грибной компании — с июля там должны начать производить компост в объеме 400 тонн в неделю. НГК «Кашира» готовится запустить в августе компостное производство на 200–250 тонн в неделю. «Окупаемость и эффективность грибных проектов зависит от того, будут ли инвесторы строить собственные компостные производства. Если говорить только о грибном производстве, то средний срок окупаемости — пять-шесть лет. С компостным производством срок окупаемости увеличивается на два-три года, при этом после запуска собственного компостного производства текущие расходы будут ниже, чем если закупать компост в других странах», — говорит Тамара Решетникова из «Технологий роста».