Инвестиции растут за периметром крупной обработки

19 июня 2017, 00:00

Облигационные займы растут быстрее кредитов Отток капитала уменьшается третий месяц подряд

Один из самых оптимистических макроэкономических итогов первого квартала — рост инвестиций в основной капитал на 2,3% к январю–марту 2016 года после четырех лет непрерывного сжатия — несколько потускнел. Статистика инвестиций крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности, получаемая на основе агрегирования прямой отчетности компаний (то есть без досчетов Росстата), дает существенно более скромную цифру прироста инвестиций — лишь 0,4%. Сопоставляя две оценки, можно сделать вывод, что ненаблюдаемый сектор экономики и малые предприятия в первом квартале обеспечили примерно 22% суммарных инвестиций в основной капитал, при этом в данном секторе инвестиции росли на 15–17% годовых в физическом выражении, подсчитали эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.

В сегменте крупных и средних предприятий динамика инвестиций оказалась крайне неоднородной по отраслям. В обрабатывающих производствах инвестиции сократились на 6,7%. Как ни странно, сжались инвестиции и в сельском хозяйстве (на 7%). Росли инвестиции в таких видах деятельности, как добывающая промышленность (за счет угля, руд и прочих полезных ископаемых при сжатии инвестиций в добычу нефти и газа), торговля, транспорт, финансы.

Индекс адаптации промышленности к текущим экономическим условиям в июне достиг рекордных значений — показатель вырос до 76%, превысив рекорд первого квартала 2017 года на один процентный пункт, сообщает провайдер этого индикатора — ИЭП им. Е. Т. Гайдара. Даже самый проблемный и болезненный для предприятий показатель — платежеспособный спрос — получил во втором квартале 2017 года удовлетворительную оценку почти у двух третей производителей. Сейчас 64% предприятий считают его нормальным. Этот результат стал лучшим с начала 2008 года.

Однако этим успехом российская промышленность обязана в основном очень крупным (свыше тысячи занятых) предприятиям. Последние продемонстрировали рост удовлетворенности спросом во втором квартале 2017 года с 60 до 71%.

Более оптимистичны крупные компании и в оценках собственного финансово-экономического положения. Крупные предприятия (251–1000 человек) удовлетворены своим положением на 77%, а малые и средние (1–250 человек) — на 66%.

Кредитное сжатие, продолжавшееся пять кварталов подряд, в апреле сменилось интенсивным ростом (к сожалению, статистика банковского сектора, агрегируемая Центробанком, сильно запаздывает). За один месяц совокупный портфель корпоративных банковских кредитов вырос на 1% (здесь и далее — с элиминированием эффекта курсовой переоценки валютной части портфеля), компенсировав провал первого квартала. Тем не менее с начала прошлого года корпоративный портфель похудел на 3,5%. Однако было бы ошибкой говорить о прекращении финансирования реального сектора на основании анализа динамики только банковского кредитования.

Заимствования корпоративных нефинансовых эмитентов на внутрироссийском облигационном рынке «не заметили» кризиса: емкость сегмента по рыночной стоимости увеличилась с 7 трлн рублей на конец 2015 года до 9,19 трлн на конец мая текущего года, свидетельствуют данные агентства Rusbonds.

Заметное увеличение валютных выпусков облигаций на внутреннем долговом рынке с конца 2015 года, скорее всего, объясняется продолжением тенденции замещения внешних заимствований в условиях действия западных санкций. Кроме того, укрепление рубля (с марта 2016-го по март 2017 года реальный курс российской валюты вырос более чем на треть) повысило привлекательность этого инструмента для конечного заемщика. Именно с этого момента начался устойчивый рост курса рубля к доллару. Облигационные заимствования в иностранной валюте стали главным фактором роста рынка в 2016 году.

Сказалась также и мегаэмиссия облигаций ПАО «НК “Роснефть”» в конце 2016 года. В четвертом квартале прошлого года объем финансирования, привлеченного «Роснефтью» с облигационного рынка, превысил совокупный объем размещенных эмиссий всех остальных корпоративных эмитентов, подсчитал эксперт ИЭП Михаил Хромов.

Банк России обнародовал первые оценки основных показателей платежного баланса по итогам пяти месяцев текущего года. Важнейшим трендом является сокращение третий месяц подряд интенсивности оттока частного капитала.

В платежном балансе по-прежнему не видно ничего, что говорило бы о переоцененности рубля и указывало бы на его неизбежное в ближайшем будущем ослабление или даже обвал (с важной оговоркой — при цене нефти, остающейся в диапазоне 52–55 долларов за беррель сорта Brent). Текущий счет остается положительным, несмотря на увеличение дефицита баланса услуг, оплаты труда и вторичных доходов, отражающего рост деловой и кредитной активности. Несмотря на выросший под влиянием укрепления рубля импорт (около 18% к аналогичным прошлогодним месяцам), сальдо торгового баланса увеличилось значительно сильнее — на 45%.

Приток иностранных инвестиций в обязательства правительства остался положительным (порядка 12 млрд долларов за пять месяцев). Однако он меньше операционного увеличения валютных резервов ЦБ (17 млрд долларов за тот же период), так что в целом сальдо финансового счета органов госуправления и ЦБ продолжает скорее оказывать сдерживающее влияние на курс рубля.

 56-01.jpg
 56-02.jpg