Музей-усадьба проводит фестиваль вместе с Еврейским культурным центром на Никитской им. Ральфа Гольдмана. Каждое воскресенье в течение шести недель на территории музея будут проходить концерты, лекции и творческие вечера. Тему фестиваля задали паломничества Василия Поленова на Восток — в Палестину. Он совершил их дважды: в 1881–1882 годах и в 1899-м. Первое связано с его работой над полотном «Христос и грешница», второе — с циклом картин «Из жизни Христа». Бόльшая часть из них представлена на выставке «Василий Поленов на Святой Земле», которая проходит на территории музея. Она показывает, насколько глубоко художник был погружен в евангельскую историю, как тщательно он пытался воссоздать визуальный образ Иисуса Христа и тех, кто его окружал. Мы видим не только законченные картины, но и все, что им предшествовало. Перед нашими глазами проходит история возникновения полотен, написанных на евангельские сюжеты. Становится ясно, как рождался их замысел, как художник делал первые наброски.
Поленов всматривается в ландшафт восточных земель, обращая внимание даже на самые незначительные детали, и в лица людей, которых там встречает. Он смотрит на них глазами человека евангельских времен. Пытается разглядеть в них черты людей, когда-то ставших свидетелями земного пути Иисуса Христа. Мы понимаем, что художник ехал туда с очевидным намерением: найти свою обетованную землю — и выхватывает из пространства каждую нить, которая ведет его в те времена. Даже восемь масличных деревьев, растущих перед входом в мечеть Омара — на месте, где раньше стоял храм Соломона, являются для него прежде всего потомками тех маслин, что дали название священной горе — Елеонской, где Христос произносит свою проповедь и где происходит его Вознесение. Поленов зарисовывает каменные строения, стены, деревья: оливу и смоковницу — все они сливаются для него в единый образ, который до сих пор живет какой-то своей, особенной, жизнью и в нем можно увидеть наиболее типичные для Востока силуэты и лица. И почти в каждом этюде и наброске уже угадываются фрагменты больших картин — даже в тех, что не имеют к ним прямого отношения.
На выставке мы видим сразу несколько эскизов к картине «Христос и грешница». Поленов тщательно готовится к тому, чтобы воплотить волнующий его сюжет и его главных героев, прежде всего самого Христа, для создания образа которого основополагающими стали книга Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», труды французских археологов Фелисиана де Солси и Эжена де Вогюэ. Отсюда неканонический облик Христа. Его длинные волосы собраны в пучок и подвязаны, и уже это ломает сложившийся визуальный стереотип. Его облик наделен исключительно земными чертами. Поленов добавил лицу Христа мужественности. В одном из этюдов он намеренно укрупняет черты его лица и даже надевает на него головной убор из белой ткани, но в окончательной версии отказывается и от той и от другой детали. Иисус смотрит на приведенную к нему на суд женщину скорее даже с человеческой усталостью. Та глупо упирается и глядит на Христа с испугом, уверенная в неотвратимости уготованной ей судьбы — быть побитой камнями. И никто не может предугадать, что произойдет дальше.
Страсть к Востоку угадывается и в том, как продумана и обустроена Поленовым его усадьба. Из всех русских усадеб она выделяется тщательной продуманностью строений и организации ландшафта. Художник создавал ее как произведение искусства — или намеренно, или всего лишь по привычке. На одной из фотографий мы видим, как это место на берегу Оки выглядело до возникновения построек: оно разительно отличалось от того ландшафта, который мы наблюдаем сейчас. Это не просто земля, где были построены дома и выросли посаженные людьми деревья, не просто гармоничное взаимопроникновение творений рук человеческих в природу — это словно и есть сама природа. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Поленово — одно из красивейших в мире мест.