Не обязательно покупать электроэнергию по тому тарифу, к которому вы привыкли, и там, где привыкли. Прошло почти десять лет после завершения реформы электроэнергетики в России, но лишь сейчас начали появляться консалтинговые компании, которые помогают предприятиям снизить стоимость электроэнергии. При этом речь идет не о сокращении потребления — экономить можно, просто выбрав самый лучший вариант электроснабжения. О специфике бизнеса на экономии и его перспективах «Эксперту» рассказали представители компании «РусГрупп» — заместитель генерального директора Александр Нам и заместитель генерального директора по региональному развитию ООО «РусГрупп — Энерготрейд» (торговое подразделение компании) Арман Тулеев. Вместе с коллегами в 2014 году они основали небольшую компанию, вложив в бизнес свои знания рынка и около 40 тысяч рублей. В первый год оборот составил порядка 1,2 млн рублей, а в этом году, как ожидается, он вырастет еще в два-три раза. Фактически «РусГрупп» помогает предприятиям воспользоваться возможностями конкуренции на рынке электроэнергии — которых, как выясняется, немало.
Сто комбинаций
«РусГрупп» предлагает необычную модель — модель партнерства. Никакой предоплаты, никаких инвестиций в виде приобретения энергосберегающих ламп или оборудования нового поколения, никаких усилий со стороны заказчиков. В заключаемом договоре речь идет только о выплате «РусГрупп» фиксированного процента от суммы сэкономленных денег. Комиссионный процент от сэкономленной суммы определяется индивидуально. «Все зависит от порядка и сложности исполнения услуг, нюансов достаточно много, но период окупаемости всегда менее одного года», — приводит пример Арман Тулеев, подчеркивая, что заказчику «РусГрупп» обеспечивает снижение именно цены на электроэнергию, а не объема потребления. «За счет этого наши клиенты становятся более конкурентоспособны на рынке. От этого выигрывает также и государство, — говорит Арман Тулеев. — Бизнесмены всегда думали о том, как снизить издержки за счет платежей за электроэнергию, теперь же стали не просто думать, но и предпринимать шаги к этому».
Существует порядка ста комбинаций для снижения стоимости электроэнергии при неизменных объемах ее потребления, говорят в компании. Построен консалтинговый бизнес, прежде всего на анализе документов. Важно знание нюансов российского законодательства, приказов Минэнерго, ФАС, правил работы рынков электроэнергии, деятельности инфраструктурных организаций, а также долгосрочных прогнозов изменения цен.
Получается, что первоначально исполнитель вкладывает только свои силы и знания в проведение анализа. В результате компания-заказчик получает рекомендации, как можно сэкономить. Заплатит клиент заранее оговоренную комиссию из высвободившихся средств только в том случае, если после оказания услуг платежи действительно снизятся. «Бывает и так, что в результате анализа мы приходим к выводу, что действующая на предприятии система приобретения и оплаты электроэнергии оптимальна, и снизить расходы больше невозможно. Тогда клиент ничего не заплатит. Но у нас есть предположение, что в 2018–2019 годах снизить цену на электроэнергию можно будет для 90 процентов потребителей, поэтому мы поддерживаем контакты с нашими клиентами», — рассказывает Александр Нам. В любом случае клиент вообще ничего не теряет, а получить может экономию средств, порой весьма существенную, — например, для крупного предприятия речь может идти об экономии в два-три миллиона рублей в год. В среднем экономия составляет десять процентов от исходной суммы платежа. Иногда удается урезать затраты на 30%, например в рыбохозяйствах, или даже 40% — в птицеводческом комплексе в Татарстане (проект находится в стадии реализации). В результате уплаченная клиентами-партнерами комиссия за услуги в среднем окупается за 12 месяцев, говорят в «РусРупп».
Не только для крупных
Востребованы консалтинговые услуги в первую очередь крупными торговыми центрами, логистическими центрами, производственными базами, а также промышленностью.
Конечно, особое значение такой консалтинговый бизнес имеет для энергоемких производств. Например, серьезно нуждаются в экономии электроэнергии хладокомбинаты, рыбзаводы, металлургические предприятия, жировые комбинаты. Энергозатратные производства, конечно, интересны в первую очередь и самой «РусГрупп», но значение имеют также абсолютные объемы расходов на электроэнергию, иначе вложенные усилия могут не окупиться. Дело в том, что себестоимость анализа практически не зависит от величины предприятия и его расходов на электроэнергию. «РусГрупп» готова предложить услуги по анализу документации, если расходы на электроэнергию составляют от 100 тысяч рублей в месяц. Конкретную оценку рынка для своих услуг компания не делает — этот рынок сегодня огромен. «Большинство наших клиентов — малые и средние предприниматели. Например, только в Республике Башкирия, где у нас много клиентов, субъектов малого и среднего предпринимательства насчитывается свыше 120 тысяч, — приводит цифры Арман Тулеев. — Мы очень активно провели год своей жизни. Нашли партнеров в регионах, и сейчас наш бизнес построен на взаимодействии с ними. В первую очередь мы стараемся сделать анализ объектов наших партнеров, чтобы они увидели выгоды и рекомендовали нас». Среди клиентов «РусГрупп» также сетевой бизнес, например рестораны.
Не только тариф
Для того чтобы найти возможности для экономии, необходимо детально погрузиться в существо проблемы. Элементарный на первый взгляд вопрос — за что платит предприятие, получающее электроэнергию, на деле оказывается многослойным. Цена киловатт-часа не является простой величиной, она формируется множеством факторов. Если проанализировать эти факторы и затем изменить порядок и объем платежей по разным составляющим, можно снизить платеж.
«Мы берем счета-фактуры за оплату электроэнергии, данные о месте разграничения с электросетями и так далее. Цену электроэнергии раскладываем на составляющие и смотрим, за счет чего получается именно такая сумма», — поясняет Александр Нам. Все факторы можно объединить в несколько групп. Во-первых, нужно проанализировать, правильно ли начисляется стоимость электроэнергии. Во-вторых, изучается, как можно снизить саму цену электроэнергии.
Все начинаются с оценки правильности применения цен и тарифов. В тарифе заложена услуга по передаче электроэнергии, и определяется он как производная от объема необходимой валовой выручки электросетевых компаний; закладываются в тариф и издержки на поддержание надежной эксплуатации оборудования, расходы на его обновление, заработная плата персонала электросетевых компаний и т. д. В процессе тарифообразования участвуют региональные власти: региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы на услуги по передаче электроэнергии в регионе, стараясь их сдерживать. Цены на электроэнергию для конечных потребителей растут, но ниже уровня инфляции, рост тарифов контролирует ФАС.
И все равно, если детально проанализировать содержание стоимости электроэнергии, найдется много вариантов для ее снижения. Может обнаружиться, что надо пересмотреть тариф или исключить из расчета конечной цены отдельные составляющие. Либо может появиться возможность перейти к другому поставщику с другими ценами. Например, если поблизости работает другое предприятие, которое получает электроэнергию по меньшей цене, получать электроэнергию можно и через это предприятие. Переговоры будет вести консалтинговая компания. Конечно, новому участнику этой схемы должно будет выгодно в ней участвовать — ему могут быть предложены какие-либо бонусы или скидки. Например, бесплатное обновление электрораспределительного оборудования за счет сэкономленных средств.
Найти лазейки в системе
В современной системе отечественного электроснабжения действует несколько агентов. Появились они после начала реструктуризации РАО ЕЭС, то есть фактического разделения электроэнергетики страны на отдельные звенья с 2000-х годов. Целью такой политики было создание конкуренции на рынке электроэнергии и подготовка условий для инвестиций в электроэнергетику.
Первым самостоятельным звеном цепочки являются генерирующие компании. Они могут быть как крупными, так и небольшими. Среди малых генерирующих компаний все больше появляется предприятий, используя возобновляемые источники энергии. Например, предприятие, у которого стоит «ветряк», может обеспечивать электроэнергией себя и еще продавать ее на рынке.
Во-вторых, самостоятельными агентами на рынке являются сетевые компании. В их собственности находятся сети электропередачи. Помимо того что в России существует единая национальная электрическая сеть, которой управляет ПАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС», есть также региональные сети, которыми управляют межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). Кроме того, электропередающими сетями владеют многие крупные промышленные предприятия. По закону они сами, будучи потребителями электроэнергии, могут также получить статус сетевой компании и оказывать услуги по передаче энергии другим потребителям, так называемым субабонентам. Этим также могут воспользоваться другие компании — потребители энергии — с выгодой для себя.
В-третьих, есть еще сбытовые компании, которые собственно продают электроэнергию потребителям как розничным (домохозяйствам), так и оптовым (предприятиям).
Среди этой категории компаний, связанных с электроснабжением, есть гарантирующие поставщики и независимые поставщики. Гарантирующие поставщики обязаны заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ним потребителем. Такие поставщики, по сути, действуют от лица единой энергосистемы, внесены в специальный реестр, их деятельность регулируется региональными органами власти и ФАС. Электроэнергию и мощности они могут закупать на оптовом и розничном рынках, а затем заключать договоры на их передачу с сетевыми компаниями. Независимые поставщики такими ограничениями не связаны.
Наконец, в-четвертых, есть также организации, которые ведут учет проданной энергии и рассчитывают ее стоимость, то есть проводят диспетчеризацию. Эти организации ведут расчеты потребителей, выписывают счета, собирают денежные средства и взыскивают задолженность.
Функции отдельных звеньев могут в различных комбинациях объединяться в одном лице. Но в любом случае каждое из четырех указанных звеньев, естественно, заинтересовано в получении своей доли прибыли. На рынке они отчасти конкурируют между собой и тем самым сглаживают влияние естественной монополии в сфере потребления электроэнергии.
В среднем в конечной стоимости электроэнергии, по данным «РусГрупп», порядка 35% составляет плата генерирующим компаниям, 14% — сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, порядка 50% — плата электрическим сетям и менее 1% — оплата услуг инфраструктуры рынка электроэнергии.
Убирать лишнее
В работе с различными звеньями и возникают возможности для снижения стоимости. Так, розничные генерирующие компании, как правило, продают электроэнергию одному крупному потребителю, а излишки — гарантирующему поставщику. Однако при этом цена продажи излишков является для розничных генераторов невыгодной. Выгоднее найти еще одного или нескольких потребителей, которые будут покупать излишки либо существенную часть объема электроэнергии у розничного генератора по более выгодной цене.
Консалтинговая компания в этом случае может выступить консолидатором потребителей энергии, выйти напрямую на розничную генерирующую компанию и обеспечить покупку у нее электричества по более высокой цене, чем та, по которой она реализуется гарантирующему поставщику. Для конечных потребителей при этом стоимость электроэнергии будет ниже, чем от того же гарантирующего поставщика, — уйдет надбавка звена в виде «сбытовой компании». Так, в одном из регионов Поволжья «РусГрупп» ведет работу с предприятием, которое занимается выращиванием птицы. Электроэнергию оно получает от гарантирующего поставщика. Но поблизости есть розничный генератор энергии, который продает свои излишки тому же гарантирующему поставщику. «РусГрупп» ведет переговоры с розничным поставщиком, чтобы переподключить птицефабрику к нему напрямую — в этом случае фабрика сможет сэкономить до 40% от нынешней стоимости энергии, а это порядка 1,5–2 млн рублей в год.
Есть также вариант перейти на полное приобретение электроэнергии у розничного генератора, заключив договор купли-продажи.
Еще одна возможность экономии — замещение в цепочке сетевой компании. «РусГрупп» может предложить третьей стороне зайти на рынок со своей инфраструктурой, и уже от этой компании организовать электроснабжение своего клиента.
«Доля сетевых компаний в конечной стоимости электроэнергии для потребителей составляет от 40 до 50 процентов. Но возможно найти другого потребителя электроэнергии и подключиться к питанию через него, а не через сетевую компанию», — рассказывает Александр Нам. Потребитель, через которого будет запитан клиент, получит свой бонус, например обновление тех же электросетей за счет экономии от консалтинговой компании. Такое в практике «РусГрупп» происходят не слишком часто, но также имеет место.
Осознать все возможности оптимизации при покупке электроэнергии непросто, понять и воспользоваться открытой информацией по этому поводу может далеко не каждый подготовленный специалист, отмечает Александр Нам: «Задача энергетиков предприятий — поддерживать надежное энергоснабжение. Разбираться в нюансах законодательства, рынках и их перспективах им достаточно сложно, да и времени не остается».
Начинаем путь к эффективности
Аналоги бизнеса «РусГрупп» найти сложно, и уж тем более аналоги зарубежные. Фактор, на котором и держится консалтинговый бизнес «РусГрупп», — сложности устройства системы энергоснабжения России. «В России витиеватое законодательство в сфере электроснабжения. Все возможности сразу не видны», — говорит Александр Нам.
За рубежом пошли по другому пути: там создаются небольшие генерирующие мощности на возобновляемых источниках энергии, за счет чего снижается себестоимость. В Европе поворотным моментом в развитии конкуренции на рынке электроэнергии стал 1996 год, когда была принята директива Евросоюза, установившая свободу потребителя в выборе продавца электроэнергии. Появление возможностей генерации электроэнергии за счет небольших станций исключило необходимость сохранения «естественных монополий». Экономия от масштабов производства электроэнергии стала утрачивать свое значения. Часто применялась так называемая вертикальная дезинтеграция компаний, которые делились по видам деятельности: генерация, передача, распределение и сбыт. К 2000 году европейский рынок электроэнергии оказался на 80% открытым для конкуренции.
За рубежом, в отличие от России, рынок более прозрачный за счет наличия большого количества различных тарифов, стимулирующих энергоэффективность. Например, во Франции действуют более 30 тарифов на электроэнергию. Главный принцип — электроэнергия стоит тем меньше, чем более энергоэффективное оборудование используется. А в США, Японии применяются прямые субсидии на покупку более энергоэффективной бытовой техники.
Таким образом, в России с ее огромными мощностями по производству энергии и наличием традиционных топливно-энергетических ресурсов пока только формируется конкурентный рынок производства и продажи электроэнергии, а консалтинг в сфере экономии расходов на энергоресурсы стимулирует его развитие именно в интересах конечного потребителя.
Для того, чтобы эффективно управлять электропотреблением, ситуацию на рынке электроэнергии приходится постоянно отслеживать. Все время вводятся какие-то изменения, дополнения в законодательство. «Например, обсуждается лицензирование сбытовой деятельности. К концу августа 2017 года ожидается появление такой системы», — говорит Арман Тулеев.
Сейчас компания «РусГрупп» уже работает в десятках регионов России, среди которых и крупные регионы вроде Тюменской области и Краснодарского края, и Москва и Санкт-Петербург; в планах — дальнейшее развитие бизнеса.