Канцлер воссоединения

Дмитрий Гавриленко
редактор новостей Expert.ru
26 июня 2017, 00:00

16 июня 2017 года умер канцлер Германии, который объединил немецкий народ в одно государство и заложил основы современной Европы, где постоянно растет экономическое и политическое могущество Германии

ТАСС

Дьяк. Он, батюшка, по-немецки говорит. Да понять-то его немудрено. Они Кемскую волость требуют. Воевали ее, говорят, так подай теперь ее, говорят!..

Милославский. Так что же ты молчал? Кемскую волость?

Посол. О, я… о, я…

Милославский. Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье!.. Господи, я думал, что!..

 

Михаил Булгаков. «Иван Васильевич»

 

Гельмут Коль родился в семье чиновника, прошедшего Первую мировую войну, а родной брат будущего канцлера погиб на фронте во время Второй мировой. Гельмуту Колю едва не пришлось самому поучаствовать в войне — его мобилизовали в 1945-м, в пятнадцать лет. Политическая карьера Коля началась сразу после окончания войны: в возрасте шестнадцати лет он стал одним из организаторов «Молодежного союза» — своего рода «комсомола» правящей ныне в союзе с Христианско-социальным союзом (XCC) партии «Христианско-демократический союз Германии» (ХДС). Еще будучи студентом юридического факультета, Коль вошел в руководящий состав ХДС в своем родном городе Людвигсхафене-на-Рейне. В тридцать пять лет он уже член федерального правления ХДС, а еще через два года — заместитель председателя этой партии. В 1982 году Гельмут Коль становится федеральным канцлером ФРГ и занимает этот пост в течение шестнадцати лет — беспрецедентный по продолжительности срок нахождения у власти для Западной Европы. Именно на эти годы пришлись масштабные исторические перемены, благодаря которым Гельмут Коль еще при жизни стал исторической фигурой.

Подписание официальных документов Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и канцлером ФРГ Гельмутом Колем 46-02.jpg ТАСС
Подписание официальных документов Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и канцлером ФРГ Гельмутом Колем
ТАСС

Единство нации

Военное поражение Германии во Второй мировой войне дорого обошлось немцам, их страна была разделена на четыре оккупационные зоны: американскую, британскую, французскую и советскую. Первые три оккупационные зоны со временем превратились в Западную Германию (ФРГ), а советская часть стала Германской Демократической Республикой. Такое разделение Германии между враждующими блоками казалось вечным, но еще более страшным сценарием виделась военная победа одной из сторон — в этом случае Европа, в первую очередь ГДР и ФРГ, стали бы ареной прямого столкновения противоборствующих армий. Численность советских войск в ГДР достигала 340 тыс. солдат и офицеров. Запустить процесс объединения двух Германий было не в компетенции ни ФРГ, ни ГДР. Но экономический и социальный кризис в СССР, выход из которого виделся руководству советского государства в отказе от союзников, военных баз и влияния в мире, дал немцам уникальный шанс. И теперь уже от руководства ФРГ зависело, воспользуются ли немцы неожиданно представившимся шансом на объединение. Германии, в отличие от СССР, крупно повезло — у ее руля оказался Гельмут Коль, для которого приоритетом было единство нации, а не сиюминутные экономические или политические дивиденды. Идея объединения ФРГ и ГДР в одно государство, точнее, вхождение ГДР в состав ФРГ, имела массу противников — прежде всего Великобританию и Францию, претендовавших на лидерство в Старом Свете и видевших в Германии своего конкурента.

 46-03.jpg
Президент Франции Франсуа Миттеран и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер предлагали генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву не спешить с безоговорочной сдачей ГДР западному союзнику. Гельмуту Колю удалось преодолеть все эти возражения и провести процесс объединения по историческим меркам молниеносно. В 1988 году на переговорах между СССР и ФРГ вопрос об объединении Германии был поднят впервые, а 3 октября 1990 года ГДР была включена в состав ФРГ. Более того, с финансовой точки зрения объединение для ФРГ было проведено настолько удачно, что дало Колю полное право утверждать, что ГДР досталась западным немцам практически даром.

Цена вопроса

В Западной Германии тоже не все горели желанием разделить свое благосостояние с бедными, по сравнению с ФРГ, восточными немцами. Инфраструктура ГДР, промышленность, социальные стандарты — все требовало модернизации и, соответственно огромных финансовых вложений. По данным Немецкого института исследования экономики, на развитие бывшей Восточной Германии с 1990 по 2014 год было потрачено около полутора триллионов евро. Граждане Западной Германии были вынуждены платить специальный «взнос на солидарность» — 5,5% подоходного налога, в результате чего на восток Германии было направлено около 225 млрд евро. Остальные деньги (более триллиона евро), потраченные на развитие Восточной Германии, так или иначе были вытащены из карманов прижимистых западных немцев. На первом этапе интеграции Гельмут Коль настоял на том, чтобы восточногерманская марка обменивалась на марку ФРГ по курсу 1:1, хотя ее рыночный курс был вдвое ниже. Коль понимал, что объединение страны дороже любых денег.

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Гельмут Коль и президент США Рональд Рейган 46-04.jpg ТАСС
Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Гельмут Коль и президент США Рональд Рейган
ТАСС

Предстояло также решить вопрос о компенсации советской собственности в ГДР в случае ухода советских войск из Восточной Германии. И за это канцлер Германии был готов платить столько, сколько потребуется. Но, к счастью для немцев, с советской стороны переговоры вел человек, который умел слушать только себя. Если Михаил Горбачев решил получить от ФРГ несколько миллиардов марок, то никакая готовность немцев заплатить на порядок больше не могла поколебать намерений генсека. В итоге за вывод из ГДР Западной группы войск ФРГ заплатила СССР сумму, эквивалентную четырем миллиардам евро. «Это совсем немного! — комментировал Коль намного позже. — Если бы Горбачев сказал: дайте нам сотню миллиардов, и получите ГДР, мы бы так и сделали. Что такое сто миллиардов за восточные земли при их годовом бюджете в пятьсот миллиардов? Да ГДР нам досталась по цене бутерброда!» Подтверждает слова Коля посол СССР в ФРГ с 1971 по 1978 год Валентин Фалин. По его словам, еще в 1960-е годы со стороны ФРГ называлась сумма 124 млрд марок компенсации СССР в случае объединения Германии. При этом, по словам бывшего посла, можно было добиться безъядерного и нейтрального статуса для объединенной Германии.

Так или иначе, но переговоры с ФРГ закончились для СССР тем, что советские войска выводились спешным порядком, практически за свой счет, казармы и жилые дома в ГДР были просто брошены, а на родине многие военные части были размещены практически в чистом поле. Неудача на переговорах одной из сторон всегда означает успех другой, и за это немцы должны быть благодарны своему канцлеру Гельмуту Колю.

Президент России Борис Ельцин и канцлер ФРГ Гельмут Коль 46-05.jpg ТАСС
Президент России Борис Ельцин и канцлер ФРГ Гельмут Коль
ТАСС

Единая Европа

Не остановившись на достигнутом, Гельмут Коль продолжил интеграционные процессы в Европе. Быстро растущая немецкая экономика была заинтересована в снятии любых торговых ограничений. Канцлер ФРГ поддержал идею объединенной Европы и создание общеевропейской валюты. Отказ от собственной валюты, немецкой марки, был достаточно болезненным решением для большинства немцев, но Коль использовал весь свой авторитет, для того чтобы провести это решение. По его словам, идею общеевропейской валюты пришлось «продвигать как диктатору». Помимо экономической выгоды канцлер ФРГ видел в этом шаге залог будущего мира на континенте. «Народы с единой валютой никогда не начинали войны друг с другом», — утверждал Коль.

Закат политической карьеры

В 1998 году в ФРГ разразился коррупционный скандал, когда выяснилось, что канцлер не обнародовал получение его партией средств в размере около двух миллионов евро с 1993 по 1998 год. Гельмут Коль отказался назвать имена спонсоров ХДС и фактически взял всю политическую ответственность на себя. У окружения Коля не было сомнений, что деньги были потрачены на партию: сам бывший канцлер всегда вел скромный образ жизни и единственным объектом приложения его усилий были интересы Германии. По результатам расследования специальной комиссии бундестага экс-канцлеру не было предъявлено никаких обвинений. Тем не менее от Гельмута Коля отвернулось вся политическая элита ФРГ, включая людей, которых он лично привел в политику и считал своими друзьями.

Гельмут Коль болезненно переживал личное предательство соратников по партии. Решив написать мемуары, Коль нанял для работы журналиста Хериберта Швана, которому надиктовывал свои воспоминания, совершенно не стесняясь в выражениях. По соглашению Коля и Швана оригиналы записей должны были остаться у Коля, а опубликован должен был быть отредактированный материал. Откровенность Коля в описании своих соратников и коллег на международной арене объясняется не только желанием дать журналисту более полную картину произошедшего — экс-канцлеру хотелось выплеснуть обиду за несправедливо нанесенное оскорбление. Шван нарушил договоренности и издал не согласованные с бывшим канцлером записи бесед под названием «Завещание. Протоколы разговоров с Колем».

Нынешний канцлер ФРГ Ангела Меркель начала свою политическую карьеру благодаря Колю, став в 1991 году министром по делам женщин и молодежи в его правительстве. Коль считал Меркель своей ученицей и всячески опекал ее. Но во время скандала с партийной кассой она потребовала отставки Коля с должности главы партии, за что удостоилась особенно нелицеприятных оценок в воспоминаниях бывшего канцлера. «Она вообще ни в чем не разбирается… Можно только перекреститься, думая о ее глупости, — говорил Коль. — Госпожа Меркель никогда не могла правильно держать вилку и нож. Во время официальных банкетов она вела себя настолько безобразно, что я должен был неоднократно призывать ее к порядку».

 46-06.jpg ТАСС
ТАСС
 46-07.jpg

Финансовые скандалы и мелкие склоки, связанные с Гельмутом Колем, скоро позабудутся, а его достижения на посту руководителя ФРГ, безусловно, делают его выдающимся политическим деятелем. Можно, конечно, считать, что Коль оказался канцлером в подходящее для исторических свершений время. Но как раз в этом и состоит задача руководителя государства — быть готовым воспользоваться представившимся шансом с максимальной эффективностью. Мало кому из политиков удается даже часть того, что было сделано Колем: мирным путем объединить разделенный народ в одно государство, объединить Германию с Европой, обеспечив при этом постоянный экономический рост и усиление политического влияния в мире.