Торжественная церемония, посвященная началу строительства завода Mercedes-Benz в России, состоялась на прошлой неделе. Возведение предприятия, на котором будет красоваться трехлучевая звезда немецкого концерна, началось в подмосковном индустриальном парке Есипово в Солнечногорском районе. Здесь под проект выделен участок площадью 85 га, инвестиции немецкой стороны в новое предприятие составят 16 млрд рублей, или 250 млн евро. Предполагается, что конвейер российского завода Mercedes-Benz, получивший название «Московия», заработает в 2019 году, его мощность составит 20–25 тыс. автомобилей в год.
Выгоды СПИК
Индустриальный парк Есипово находится всего в 40 км к северу от Москвы по Ленинградскому шоссе. В день торжественной церемонии закладки завода было видно, что к этому мероприятию здесь активно готовились: в месте непосредственного подъезда к объекту виднелся свежеположенный, иногда прямо в лужи, асфальт.
На самом деле индустриальный парк Есипово пока представляет собой заросшую лесом территорию, на которой еще нет никаких зданий, только развеваются флаги с символикой немецкой компании. В прошлом году начавшаяся на этом месте вырубка леса вызвала протесты экологов и местных жителей, которые заявили об «экоциде» и уничтожении подмосковного лесного фонда. Однако на самом деле эти земли всегда имели статус промышленного назначения. Долгое время они принадлежали Министерству обороны, простаивали и успели зарасти деревьями. Экологи обращались с петициями в немецкий концерн Daimler, однако те заверяют, что новое производство будет передовым и экологичным и не нанесет ущерба окружающей среде.
В церемонии приняли участие специально прилетевший для этого в Россию член правления Mercedes-Benz Cars Маркус Шэфер, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок корпорации Daimler AG, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, губернатор Московской области Андрей Воробьев и другие официальные лица.
По словам Маркуса Шэфера, новое предприятие Mercedes-Benz будет настолько современным, что по некоторым параметрам превзойдет заводы концерна в Германии. «Помимо прочего мы планируем внедрить на новом предприятии передовую систему управления с использованием технологий управления Big Data и искусственного интеллекта, когда роботизированные решения будут оперативно руководить процессом производства», — заявил г-н Шэфер.
Денис Мантуров в свою очередь заявил, что начало строительства завода Mercedes-Benz подтверждает уверенность западного бизнеса в будущем российской экономики. По его словам, важную роль в решении начать строительство завода в России сыграли и выгодные долгосрочные условия, предложенные российской стороной.
Речь идет о подписании в феврале этого года так называемого специального инвестиционного контракта (СПИК). Детали этого контракта не публикуются, однако, по мнению наблюдателей, он подразумевает ряд значимых льгот и преференций, связанных с налогообложением, логистикой, наконец, с получением статуса российского производителя. «В России истекает срок действия механизма получения льгот по промышленной сборке. Соответственно, компании, которые хотят открыть производство в РФ, ищут новые инструменты получения преференций. Правительство подготовило несколько новых инструментов получения льгот, к ним относятся СПИК, ТОР (территория опережающего развития) и другие механизмы В рамках этих инструментов дорабатывалась нормативная база, перечень льгот, требования к инвестору, — объясняет Татьяна Арабаджи, директор аналитической компании Russian Automotive Market Research. — Mercedes-Benz подписал специнвестконракт с Минпромторгом и правительством Московской области, то есть у компании есть возможность применять и федеральные, и региональные льготы».
«СПИК дает Mercedes существенные выгоды, — соглашается Андрей Топтун, руководитель отдела аналитики агентства “Автостат”. — Это беспошлинный ввоз компонентов для сборки и компенсация утилизационного сбора. Как у резидента индустриального парка Есипово, у немецкого автопроизводителя, скорее всего, будет льготное налогообложение. Так, в мае нынешнего года министр инвестиций и инноваций Подмосковья Денис Буцаев уже заявлял, что для участников СПИК только по налогу на прибыль предусмотрено снижение ставки налога сроком на десять лет с момента получения первой прибыли. При этом до 2025 года включительно ставка налога в части зачисления в бюджет Московской области составит ноль процентов, с 2026 по 2028 год — 10 процентов, с 2029 года — 13,5 процента».
Статус российского производителя
Среди ведущих мировых автопроизводителей Mercedes-Benz одним из последних пришел со своим производством в Россию. Например, Ford открыл свой завод под Санкт-Петербургом еще в 2002 году, а ближайшие конкуренты Mercedes — компании BMW и Audi — уже давно собирают свои машины в России (первая — на предприятии «Автотор» в Калининграде, вторая — на предприятии концерна Volkswagen под Калугой).
Почему немецкий производитель ждал так долго и решил начать строительство завода сейчас, не в самые лучшие времена для российского автомобильного рынка (напомним, что за последние четыре года продажи новых машин в России рухнули более чем вдвое, с 2,9 млн машин по итогам 2012 года до 1,3 млн в 2016-м)?
Вообще-то до этого марка Mercedes-Benz и так чувствовала себя неплохо на российском рынке. Она уже давно является бессменным лидером в сегменте премиальных автомобилей, намного превосходя ближайших конкурентов. Если по итогам прошлого года Mercedes-Benz продал в России 36,8 тыс. автомобилей, то BMW и Audi гораздо меньше — 27,5 тыс. и 20,7 тыс. соответственно. Впечатляют и показатели выручки Mercedes-Benz в России, по этому показателю этот бренд сейчас входит в тройку самых успешных: по данным «Автостата», за первый квартал текущего года Mercedes-Benz продал в РФ автомобилей более чем на 33 млрд рублей, больше только у Toyota и Kia.
Стоит также отметить, что по большому счету марка Mercedes-Benz не так уж сильно пострадала от последнего кризиса: если весь российский рынок сократился вдвое, то по сравнению с рекордным 2014 годом, когда в России было продано более 49 тыс. «мерседесов», в прошлом году продажи опустились до 36,8 тыс., то есть на 24%.
Но даже несмотря на свое хорошее положение и без завода в России, Mercedes-Benz все же решил развивать успех. Предприятие в РФ даст компании статус российского автопроизводителя. «Автомобили Mercedes теперь получают статус товаров российского производства и, следовательно, могут участвовать в государственных закупках, — указывает Татьяна Арабаджи. — Кроме того правительство РФ вправе определить инвестора СПИК единственным поставщиком. На наш взгляд, участие в госзакупках и возможность быть признанным в каких-то случаях единственным поставщиком — это основной привлекательный момент для размещения производства автомобилей в РФ».
С замахом на локализацию
Впрочем, нельзя сказать, что Mercedes до начала строительства своего завода в Подмосковье совсем не развивал производственную деятельность в России. Небольшие совместные мощности марка имеет в Нижнем Новгороде — на ГАЗе выпускаются легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz Spritnter. Интересно, что производственное оборудование для реализации этого проекта в Россию было доставлено из Аргентины. А выпускаемая в Нижнем Новгороде модель Sprinter предыдущего поколения нигде в мире больше не производится. Двигатель для этой машины собирается на Ярославском моторном заводе. Некоторые производимые здесь компоненты Mercedes-Benz даже экспортирует за пределы России.
Ну и, кроме того, компания Daimler (которой принадлежит марка Mercedes-Benz), как известно, является акционером российского КамАЗа и совместно с ним выпускает в Набережных Челнах грузовые автомобили. Кстати, совместное предприятие «Daimler — КамАЗ» формально помогает новому заводу в Подмосковье с разрешительной документацией, а юридически управлять новым предприятием будет созданная в России дочерняя компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус». Примечательно, что ее руководителем стал немецкий топ-менеджер Аксель Бензе, который ранее возглавлял «Мерседес-Бенц Рус Тракс Восток», отвечающую за производство грузовиков Mercedes-Benz в России.
Оригинальным решением немецкой стороны можно назвать выбор подмосковной площадки. Казалось бы, логичнее было разместить завод в уже развитых автомобильных промышленных кластерах вроде Калуги или тех же Набережных Челнов. «Столичный регион — крупнейший региональный автомобильный рынок, поэтому размещение производства здесь — грамотное и логичное решение. Сборочное производство находится в хорошей транспортной доступности и от Санкт-Петербурга — второго по величине автомобильного рынка России», — указывает Александр Зиновьев, заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр».
Немецкая сторона заявляет, что на ее новом предприятии предполагается довольно высокий уровень локализации продукции. Здесь будет осуществляться производство полного цикла, предполагается возводить цеха сварки кузовов, окраски, сборки. В будущем не исключается широкое использование деталей локального производства. Предполагается, что на заводе будет работать порядка тысячи человек, немецкая сторона обещает обучать их в колледжах в Клинском и Раменском районах.
Что касается конкретных моделей, то первоначально в России планируется выпускать четыре машины: среднеразмерный седан Е-класса, а также кроссоверы GLC, GLE и GLS. Цены же на эти машины российской сборки, скорее всего, не будут снижаться. «Ценовая политика автопроизводителя определяется не только локализацией и близостью к конечному покупателю, — говорит Дмитрий Чернышев, член правления автолизинговой компании Carcade. — Вопрос о стоимости легковых автомобилей Mercedes-Benz российской сборки пока открыт, но ожидать какого-то существенного дисконта при покупке премиальных машин вряд ли приходится. Создание этой сборочной площадки — часть долгосрочной стратегии и призвано упрочить позиции бренда».