За деньгами — к людям

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
26 июня 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Слабый экономический подъем, наблюдающийся сейчас, сопровождается созданием новой финансовой системы. Этот процесс идет стихийно. Плана нет, но есть обстоятельства, которые влияют на процесс.

Банки окончательно перестали быть институтами выдачи кредитов для развития. Сейчас их первейший интерес — комиссионные. Это видно по колоссальному интересу ко всем формам финтеха. Каждый крупный банк борется за свою экосистему, в которой можно будет крутить как можно больше денег как можно большего количества клиентов. 

Но в экономике накопились деньги — населения, пенсионных фондов, юридических лиц. Они нуждаются в размещении. Эти деньги ищут не столько высокой доходности, сколько низкорискованных долгосрочных вложений.

При этом в хозяйстве много нерешенных проблем, связанных с инфраструктурой. Советские фонды окончательно деградировали, и для сохранения цивилизованной жизни в стране требуются колоссальные инвестиции.

Государство все-таки не утратило, а наоборот, постепенно обретает стремление к созданию более сложной производственной системы. Контуры ее непонятны, но видно стремление к удлинению производственных цепочек.

Но никто не хочет рисковать денежными эмиссиями. Есть очевидные попытки завести инвестиционный механизм, опираясь на то, что накоплено, и то, что готово прийти в Россию.

Эти пять условий заставляют создавать новые каналы для инвестиций.

Пять из них были названы за последние три недели. На Петербургском экономическом форуме Владимир Путин сказал о необходимости создания инфраструктурной ипотеки. Позже он дал задание разработать поправки в законодательство, касающееся специальных инвестиционных контрактов (СПИК), чтобы увеличить срок их действия с десяти до двадцати лет. Потом поручил правительству разработать предложения по развитию ГЧП, вместе с Центробанком оформить регулирование сделок по синдицированному кредитованию, а вместе с ЦБ и ВЭБом — подготовить план разворачивания «фабрики проектного финансирования». Еще через несколько дней ЦБ задумался над идеей облигаций для населения, которые позволят людям вкладываться в конкретные проекты.

Способен ли этот пул инструментов привлечь частных инвесторов? Способен — при определенных обстоятельствах.  Недавно один из опытных частных трейдеров с удивлением признался, что никогда даже не думал о такой вещи, как облигации, привязанные к платежам за инфраструктуру. Несмотря на то что широкий класс частных инвесторов мы получили вместе с приватизацией еще двадцать пять лет назад, российский фондовый рынок до сих пор поворачивался к физлицам преимущественно своей зловещей стороной. Мы теряли на акциях ЮКОСа, массово заходили в паевые фонды акций и падали вместе с ними в 2008-м, отдавали свои акции по смешным ценам на принудительных офертах, покупали акции ВТБ на «народном» IPO, спекулировали на срочном рынке. Но тот факт, что «народные» облигации раскупили, несмотря на высоченные комиссии, доказывает: люди созрели для простых, понятных, средне- и долгосрочных инвестиций, которыми являются облигации.

Чтобы «народные» концессионные бумаги «полетели», они должны быть правильно сделаны. Во-первых, у них должна быть ликвидность — нормальный вторичный рынок. Во-вторых, эксперты отмечают, что купон должен быть только плавающий — иначе не избежать спекуляций. В-третьих, никаких строительных рисков: населению можно продавать только облигации на объекты, по которым уже идут платежи. Возможно, конечно, участие физлиц в крупных проектах федерального значения вроде высокоскоростных магистралей — но тогда это будут квазигосударственные бумаги, поскольку окупаемость таких проектов просчитать крайне сложно. В-четвертых, имеет смысл обкатать механизм для начала на определенной группе однородных проектов — лучше всего на модернизации ЖКХ в городах-миллионниках или городах среднего размера, где потоки платежей уже известны, известны потери, которые зашиты в эти платежи, и можно просчитать эффект модернизации. Опыт строительства в рамках концессий платных дорог показывает, что планировать по таким объектам будущие поступления довольно трудно — или, опять-таки, надо разделять финансирование строительства (тут в дело могут как раз вступать синдицированные кредиты банков) и секьюритизацию вложений этих банков, когда дорога построена и платежи пошли.