Бои за Telegram

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
3 июля 2017, 00:00

Почти неделю мессенджер Telegram под угрозой блокировки противостоял требованиям Роскомнадзора предоставить регистрационные данные. В конце концов требуемую информацию компания дала, получив громкий пиар и укрепив образ сервиса, который отважно защищает переписку своих пользователей от спецслужб

ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ/ТАСС

Противостояние мессенджера Telegram российским властям получилось громким и скандальным. Напомним, что 23 июня глава Роскоманадзора Александр Жаров публично обратился к создателю и владельцу сервиса Павлу Дурову с просьбой предоставить данные о компании, управляющей Telegram. Это обращение Дуров принял в штыки: он начал публично заявлять о «давлении коррумпированных чиновников на свободу слова» и о том, что, мол, давайте теперь запретим слова и интернет, так как они тоже используются террористами. Но уже 28 июня Павел Валерьевич сменил гнев на милость объявив, что готов предоставить данные о своей компании для регистрации в России и ничего секретного в этом нет.

Быстрорастущий бизнес

Рынок интернет-сервисов для переписки, так называемых мессенджеров, в последнее время бурно растет. В течение последних четырех лет их аудитория стремительно увеличивается и исчисляется уже не миллионами, а миллиардами пользователей. По данным исследовательской компании J’son & Partners Consulting, самым популярным в мире мессенджером считается WhatsApp, число пользователей которого составляет 1,2 млрд человек, далее идут Facebook Messenger (1 млрд), китайский QQ (900 млн), WeChat (840 млн), Skype (300 млн), Viber (260 млн) и Line (217 млн).

Набрав столь внушительную аудиторию, мессенджеры начали активно монетизировать свой бизнес. Они продают пользователям рекламу, перспективным направлением считается возможность превращения мессенджеров в этакую цифровую платформу для различных сервисов, в том числе для электронной коммерции. Так, в начале этого года о запуске функции шопинга внутри своего приложения объявил Viber, причем покупки можно делать, не прерывая общения, и, например, одновременно советоваться с друзьями, стоит покупать ту или иную вещь. Ведущие мессенджеры считаются перспективным бизнесом, за который ИТ-гиганты готовы платить немалые деньги — в частности, в феврале 2014 года Facebook приобрел WhatsApp за рекордные 19 млрд долларов.

Вот вам Telegram

В мировой рынок мессенджеров успешно встраивается и сервис Telegram, который был запущен основателем социальной сети «ВКонтакте» Павлом Дуровым осенью 2013 года. За неполные четыре года в условиях жесткой конкуренции он сумел набрать довольно внушительное число пользователей — свыше 100 млн человек. Больше всего их насчитывается в Иране, далее идут Россия, Бразилия, Италия, США и Испания. У нас в стране число пользователей Telegram оценивается примерно в 8 млн человек. Аудитория значительная, хотя эти показатели серьезно уступает другим ведущим сервисам — например, российских пользователей WhatsApp в четыре с половиной раза больше (см. график).

Впрочем, Telegram решительно настроен увеличивать свою долю рынка, в том числе в России. И для этого есть веские предпосылки, связанные, например, с функционалом сервиса. Создателям Telegram удалось удачно дополнить стандартные функции обмена сообщениями с услугами, более характерными для социальных сетей. Например, многим пользователям нравится наличие в Telegram блог-платформы, благодаря которой можно создавать свои публикации, обзоры, вставлять фотографии. Или оригинальный сервис — возможность создавать в мессенджере так называемых ботов, то есть аккаунты, которые управляются программами. Они могут осуществлять поиск в интернете, отвечать на специальные команды в персональных и групповых чатах, выполнять другие задачи. 

Многие пользователи считают Telegram эффективным средством для развития своего бизнеса. «Хотя Telegram не претендует на роль делового мессенджера, я знаю, что многие руководители, топ-менеджеры общаются именно здесь, — рассказывает Надежда Кобина, генеральный директор компании “Космос-4”. — Потому что это удобно, мессенджер можно установить на мобильном устройстве и на десктопе. Плюс в Telegram есть много интересных каналов, в том числе деловых СМИ или экспертных блогов. У нашей команды там есть блог про персональный бренд и ежемесячно мы получаем двадцать-тридцать заявок от клиентов. Здесь, например, благодаря инструменту Telegra.ph можно создавать красивое оформление, в Telegram активно создаются боты по разным темам, где можно узнавать настроение читателей, вовлекать их в коммуникацию и делать другие удобные вещи».

По популярности Telegram занимает 4-е место в России 24-02.jpg
По популярности Telegram занимает 4-е место в России

Миф об исключительной защите

Одновременно сервис Telegram позиционирует свой сервис как самый защищенный мессенджер. Сама по себе фигура Павла Дурова (в 2014 году он уехал из России после скандальной продажи социальной сети «ВКонтакте»), которого называют российским Марком Цукербергом, овеяна ореолом борьбы за свободу. И свой Telegram Дуров активно позиционирует как самый свободный и неподконтрольный властям мессенджер. В своих интервью Дуров рассказывает, что идея создания такого сервиса пришла ему в голову еще в 2011 году, когда к его двери приходили спецназовцы. Тогда он написал своему брату и понял, что у него нет безопасного способа коммуникации. Тут-то, по словам Дурова, и родилась идея создать мессенджер Telegram.

Разработчики сервиса заявляют, что он построен на особой технологии шифрования переписки под названием MTProto, которая была разработана братом Павла — Николаем. Дуров говорит, что этот уникальный способ шифровки невозможно взломать. Однако многие специалисты ставят эти его слова под сомнение. Некоторые даже предполагают, что технологии MTProto вообще не существует. Есть и такие, кто говорит, что MTProto по сути похож на протокол Jabber, который распространен в других мессенджерах.

При этом другие ведущие сервисы по обмену сообщениями используют шифрование ничуть не хуже, чем Telegram. Это касается в том числе широко рекламируемого Telegram способа шифрования end-to-end (e2e), когда данные шифруются на конечном устройстве абонента. Такой же способ сейчас широко используют WhatsApp, Viber и другие мессенджеры. «Уверения разработчиков об исключительной защищенности мессенджера стоит воспринимать более критически. Пользователи мессенджера защищены от злоумышленника с низкой квалификацией (в большинстве случаев этого более чем достаточно), но не от продвинутого хакера, который задался целью получить доступ к личной переписке, — говорит Павел Новиков, руководитель группы исследований безопасности телекоммуникационных систем Positive Technologies. — Год назад эксперты Positive Technologies продемонстрировали, как злоумышленник может получить полноценный доступ к аккаунту Telegram любого пользователя, проведя атаку через сигнальную сеть SS7. Эксперты получили доступ к тестовому аккаунту Telegram с возможностью читать и вести переписку от имени жертвы».

По словам Павла Новикова, Telegram использует end-to-end только в «секретных чатах» сервиса, тогда как большинство пользователей пользуются обычными чатами, где никакого шифрования нет. Кроме того, вся история переписки обычных чатов загружается на серверы Telegram и хранится там в незашифрованном виде. При этом тот же мессенджер WhatsApp, к примеру, шифрует абсолютно всю переписку, так что его можно назвать более защищенным, чем Telegram. Хотя стоит отметить, что и WhatsApp периодически публично взламывают, чтобы показать несовершенство его защиты.

Пиар в действии

Последние события вокруг Telegram связаны с тем, что, к сожалению, не только законопослушные люди, но и преступники все активнее используют мессенджеры. Приходится констатировать: при том, что мессенджерами уже пользуются миллиарды людей, власти развитых стран, в том числе России, пока не нашли эффективных правовых механизмов регулирования их работы. С одной стороны, люди имеют конституционное право на частную переписку, с другой — спецслужбы должны иметь возможность ловить преступников, которые используют мессенджеры как инструмент противоправных действий.

Стоит признать, что те же террористы действительно часто пользуются мессенджерами. И до последнего времени они особенно любили Telegram, потому что те же Facebook и WhatsAрp тратили большие средства, чтобы отслеживать и запрещать преступную переписку. Да, в разгар разборок с Telegram заявление ФСБ о том, что при теракте в петербургском метро использовался именно этот мессенджер, выглядит заказным. Но ведь и раньше, например еще в 2015 году, в интернете ходила листовка террористов ИГИЛ (запрещена в России) о выкупе норвежских заложников, где в качестве контакта был указан номер в Telegram.

В России предпринимаются только первые шаги в вопросах правового регулирования мессенджеров. Согласно российскому закону (поправки от 5 мая 2014 года в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), они считаются организаторами распространения информации (ОРИ) в интернете. С 1 августа 2014-го Роскомнадзор ведет реестр ОРИ: согласно законодательству, мессенджеры и другие похожие сервисы с 2014 года должны самостоятельно или по требованию ведомства зарегистрироваться в реестре, передав основные данные о себе — страну регистрации, налоговые идентификаторы, адреса для связи. Эти данные и запросил у Telegram Роскомандор. Павел Дуров резко отказал, представив дело так, что от него якобы требуют некие ключи для расшифровки переписки абонентов. Таким образом, сознательно или нет, Дуров устроил себе громкий пиар борца с «авторитарным российским режимом». В сознании потребителя закрепилась картинка: мессенджер не допускает российских силовиков до содержимого переписки своих пользователей.

Впрочем, можно сказать, что в этот раз скандал разрешился в пользу обеих сторон. Роскомнадзор получил нужные данные, Telegram серьезно повысил свою популярность, число его пользователей увеличилось: в частности, за последнюю неделю мессенджер вышел на первое место среди приложений, скачиваемых для мобильных устройств Apple. «Павел Дуров попиарился на этой ситуации и согласится на компромиссный вариант. На образе борца с режимом можно привлечь новых пользователей, в том числе определенный процент молодежной аудитории, — комментирует Сергей Зверев, технический директор компании BINO CX. — Что касается реальной эффективности защиты данных в мессенджерах — это больше философский вопрос. Если вы слишком серьезная персона и у вас слишком серьезные секреты, то вряд ли их стоит доверять какому бы то ни было публичному сервису».