Прибыль в реальном секторе ниже, чем год назад. У банков выше

3 июля 2017, 00:00

Корпоративное кредитование медленно оживает Резервный фонд в 2017 году пока в неприкосновенности

Читайте Monocle.ru в

За январь–апрель 2017 года прибыль за вычетом убытков (без малого бизнеса, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) сократилась по сравнению с январем–апрелем 2016-го на 9,4%, до 3,2 трлн рублей. Виновато в основном укрепление рубля, негативно отразившееся на экспортерах, указывает заместитель гендиректора ЦМАКП Владимир Сальников. Сильнее всего сократилась прибыль в строительстве (на 79,2%), торговле (–36,3%) и обрабатывающей промышленности (–17,5%).

В строительстве прибыль тянуло вниз общее падение производства, в торговле — слабое восстановление потребительского спроса (только в апреле розница впервые с декабря 2014-го показала рост, и то лишь на 0,1%), а в обрабатывающей промышленности — сокращение гособоронзаказа.

Последний раз прибыль снижалась по итогам января–мая 2016 года, а затем непрерывно росла, но замедлялась: за весь 2016 год прирост составил 37,9%, а за первый квартал нынешнего года — только 4,9%.

Данные июньской опросной статистики показывают сохранение в промышленности неустойчивой положительной динамики спроса и выпуска. По поводу перспектив конъюнктуры оптимизм пока слабый. Рост оптимизма прогнозов спроса прекратился в начале года, закрепившись на уровне +10 пунктов.

В апреле–мае оптимизм производственных планов снизился почти вдвое. Это обстоятельство логично в условиях остановки роста оптимизма прогнозов спроса и резкого роста избыточности запасов готовой продукции. Однако в июне планы выпуска улучшились.

В первом квартале 2017 года российская промышленность продемонстрировала решительный рост инвестиционного оптимизма. Баланс инвестиционных планов вырос на 24 пункта, достигнув в результате пятилетнего максимума.

В мае второй месяц подряд наблюдалось некоторое оживление рынка банковского корпоративного кредитования. Объем кредитов нефинансовым организациям с исключением влияния динамики валютного курса вырос за месяц по действующим банкам на 0,3% (с начала года — на 0,4%). Сегмент розничного кредитования растет более выраженно — на 0,7% в мае и на 2,4% с начала года. Помимо устойчиво растущего ипотечного кредитования в последние месяцы стал заметен и умеренный рост необеспеченных потребительских ссуд. Восстановление кредитования поддерживалось в том числе некоторым снижением ставок.

Вклады населения выросли за месяц на 0,2%, одновременно на 1,8% увеличился объем депозитов и средств на счетах организаций. В результате доля корпоративного фондирования в пассивах банков практически сравнялась с долей вкладов населения: удельный вес депозитов и средств организаций на счетах в пассивах кредитных организаций достиг 30,3% (вкладов — 30,6%).

Хорошие темпы демонстрируют показатели рентабельности банковского бизнеса. За январь–май финансовый результат банков достиг 653 млрд рублей против 235 млрд за аналогичный период прошлого года. Рентабельность капитала в целом по системе выросла до 14,3%, почти достигнув докризисного уровня (15,1% по итогам 2013 года). А вот доля убыточных банков в системе пока не снижается: по итогам пяти месяцев года 166 банков (29% работающих кредитных организаций) зафиксировали отрицательный финансовый результат. Для сравнения: в докризисном 2013 году доля убыточных банков была втрое меньше.

В июне рубль ослабел, но не так сильно, как подешевела нефть. Это снизило рублевую цену на нефть. На протяжении месяца (с 22 мая по 20 июня) нефть обвалилась почти на девять долларов за баррель, что привело к ослаблению национальной валюты на четыре рубля в отношении доллара. Эластичность курса по нефти при этом несколько возросла. Если раньше, в условиях ухудшения мировой конъюнктуры, падение нефтяных цен на 10 долларов за баррель приводило к росту курса доллара не более чем на 3 рубля, то сейчас это соотношение возросло до 4,5 рубля.

Незначительному ослаблению рубля способствовали ежедневные покупки валюты Минфином, которые с 8 июня возросли в пять раз, до 2,1 млрд рублей (36 млн долларов). В то же время поддержку рублю во второй половине июня оказала продажа экспортной выручки в условиях начавшегося налогового периода.

По итогам января–мая доходы федерального бюджета составили 5,8 трлн рублей, или 17,2% ВВП — в текущих ценах это на 25% больше, чем годом ранее. Наибольший вклад в этот рост внесли нефтегазовые доходы казны (они увеличились на 45%). Однако рост ненефтегазовых доходов составил тоже заметные 14,4%, значительно опередив инфляцию.

А вот рост расходов в текущих ценах был ограниченным, примерно вровень с инфляцией. За первые пять месяцев года совокупные расходы федерального бюджета составили 6,4 трлн рублей (19% ВВП). Дефицит сократился до 1,8% ВВП с 3,4% по итогам 2016 года. Финансировался он исключительно займами Минфина на внутреннем рынке. Резервный фонд в нынешнем году пока не раскупоривался.

 78-06.jpg
 78-07.jpg