Уже в декабре нынешнего года ФСО России должна получить первые 16 новых отечественных автомобилей, которые создаются по проекту «Кортеж». А в апреле будущего года как минимум две модели — президентский лимузин и представительский седан — широкая публика сможет увидеть на церемонии инаугурации главы государства.
Напомним, что разработкой семейства автомобилей для первых лиц нашей страны уже почти шесть лет занимается Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Этот проект обошелся государству почти в 12,5 млрд рублей. На площадке НАМИ предполагается выпускать до 300 автомобилей в год. «Но мы рассчитываем, что спрос на новые машины будет расти, поэтому в перспективе готовы реализовать кооперационные и индустриальные связи с нашими российскими производителями, — говорит глава Минпромторга Денис Мантуров. — В наших планах — через пять лет выйти на производство более тысячи новых автомобилей в различных сегментах».
В частности, семейство «Кортеж» предполагалось в будущем расширить за счет нового микроавтобуса и внедорожника, которые для ФСО создаются в качестве машин сопровождения. Эти модели планировалось выпускать не только в бронированном, но и в обычном варианте на автозаводах Sollers в Ульяновске и, возможно, в Елабуге. И если проект окажется удачным, то общее производство новых автомобилей в рамках «Кортежа», по оценкам Минпромторга, может составить к 2020-му порядка пяти тысяч машин в год. Причем большую часть из них должны были составить внедорожники. Однако, как стало известно Autonews, на днях НАМИ приостановил работу над внедорожником на неопределенный срок из-за нехватки ресурсов. А значит, добиться поставленной цели по продажам новых машин, по крайней мере в ближайшей перспективе, невозможно.
Не секрет, что, например, новый российский лимузин будет оснащен двигателем мощностью 800 лошадиных сил (он разработан при участии инжинирингового подразделения Porsche), а его вес с учетом бронированной капсулы составит порядка шести тонн. Такая машина будет стоить, по оценкам специалистов, не менее полумиллиона евро. Это более чем в три раза дороже, чем модели Mercedes-Maybach. Но если немецких автомобилей такого класса в России в прошлом году было продано всего около 730 единиц, то продажи аналогичных отечественных машин вряд ли дотянут и до сотни. И, в общем, понятно почему. Едва ли не единственное преимущество нового российского автомобиля премиум-класса — его безопасность. Еще летом прошлого года лимузин проекта «Кортеж» успешно прошел краш-тесты в Германии, получив высший балл за безопасность. Но вот переплачивать за это, очевидно, готовы очень немногие.
Тем не менее ясно, что реализацию проекта «Кортеж» необходимо довести до логического конца, так как от этого зависит не только престиж нашего автопрома, но и страны в целом. Сейчас в мире есть только три государства — США, Япония и Китай, — где главы государств ездят на специально разработанных для них лимузинах национального производства, а не на бронированных версиях серийных автомобилей. И хочется верить, что через несколько месяцев в этот элитный клуб войдет и Россия.