Ядерный подарок Европе

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
3 июля 2017, 00:00

Старый Свет стал заложником войны Конгресса против Дональда Трампа и его «российских хозяев». Сначала Капитолий захотел лишить ЕС суверенитета в энергетических вопросах, а теперь ставит европейцев под перекрестие российских ракет

ТАСС

Считаные дни остались до саммита G20 в Гамбурге, центральным элементом которого станет встреча Дональда Трампа и Владимира Путина. Каждая из сторон к ней активно готовится, и речь тут идет не только о предварительных дипломатических переговорах. И Москва, и Вашингтон пытаются выйти на встречу с максимальным количеством козырей на руках, дабы продавить партнера на большее количество уступок. Например, серьезным козырем для Москвы стали успехи сирийских войск, которые ударными темпами освобождают ранее захваченные террористами территории. Козырем же Трампа стала Украина — американский президент специально вызвал к себе Петра Порошенко, пожал ему руку на камеру и позволил посидеть в Белом доме для того, чтобы подороже продать ее Путину. Хозяин Кремля должен знать, что Украина для США не отрезанный ломоть, что если Москве и Вашингтону не удастся договориться, то Америка может возобновить политико-экономическое финансирование украинского режима. Кроме того, администрация Трампа стала угрожать началом военной операции в Сирии — Вашингтон сначала распространил слух о том, что Башар Асад собирается использовать химическое оружие против собственных граждан, затем отправил сигнал о готовности к вторжению, потом отметил, что у Асада проснулся рассудок и он отказался от использования химического оружия, из-за чего вторжения не будет. Тем самым Кремлю был подан сигнал, что все военные успехи режима Асада могут быть легко перечеркнуты американскими бомбардировщиками. Трамп, конечно, рисковал (сирийские боевики могли влезть в его комбинацию и реально применить химическое оружие, вынудив хозяина Белого дома отвечать за свои слова), однако, к счастью, обошлось: вся комбинация заняла несколько дней, и, вероятно, боевики просто не успели организовать теракт.

Однако, несмотря на эти успехи американского президента, в Гамбург он все-таки приедет с более слабыми картами, чем Владимир Путин. И виноват в этом будет американский Конгресс, который своими последними действиями на внешнеполитической арене дискредитирует США так, как это не сделал бы ни один российский агент.

Крестовый поход продолжается

К большому сожалению для Соединенных Штатов, на сегодняшний день законодательная ветвь власти озабочена не благосостоянием населения и усилением государства, а крестовым походом против собственного президента. Отказавшись уважать выбор американского народа, Конгресс вместе с частью леволиберальных СМИ и разведсообществом объявил крестовый поход против Дональда Трампа — «идейного еретика» и «агента России». Именно в рамках этой кампании проводится демонизация России и ее представителей (вплоть до того, что все, с кем встречается посол России Сергей Кисляк, назначаются российскими агентами), и именно в рамках этой кампании Конгресс проводит оторванную от реальности законотворческую деятельность, которая наносит ущерб не столько России, сколько интересам Соединенных Штатов.

Одним из элементов такой деятельности стал, например, законопроект о новых санкциях в отношении России, подразумевающий запрет американским и любым другим компаниям вкладывать деньги и технологии в российский нефтегаз, в частности в газопровод «Северный поток — 2». Этот законопроект вызвал настоящий скандал и уже нанес серьезный удар по интересам США. Во-первых, он был воспринят в ЕС как запрет европейцам работать с «Газпромом» и потому вызвал крайне жесткую реакцию со стороны, например, министров иностранных дел Германии и Австрии, которые прямо обвинили Конгресс в лоббизме американских нефтегазовых компаний и в стремлении отобрать у Европы ее суверенитет. Благодаря русофобии Конгресса по трансатлантическим отношениям был нанесен серьезный удар. Во-вторых, законопроект запрещал Трампу снимать санкции с России без разрешения Конгресса. И проблема тут не только в том, что этот закон неконституционен, — он серьезно ослабляет переговорные возможности президента США на переговорах с президентом нашей страны. Какой смысл Путину о чем-то договариваться с Трампом, если американский президент не может выполнять взятые на себя обязательства? Если же посмотреть немного шире, то этот законопроект приведет к ослаблению американских позиций по всему миру, ведь от нормализации (даже не потепления, а просто нормализации) российско-американских отношений зависит успех США в деле сдерживания Ирана и Китая.

Не удивительно, что американская администрация сделала все возможное, чтобы не допустить или по крайней мере оттянуть принятие этого законопроекта в нынешнем его виде. В сенате они потерпели поражение (верхняя палата Конгресса приняла его 98 голосами против двух), однако в палате представителей Белый дом прицепился к процедурным моментам и смог оттянуть рассмотрение законопроекта на 10 июля, уже после встречи Трампа и Путина. Сенат, конечно, недоволен — лидер демократов в верхней палате Конгресса Чак Шумер прямо обвинил республиканское большинство в палате в том, что оно покрывает президента, который слишком мягко относится к Москве, — и намерен провести документ именно в этом варианте. Не исключено, что Трампу в итоге придется либо накладывать на него вето, либо признавать свое поражение.

Снова цели?

Впрочем, на санкциях антироссийские и антиамериканские инициативы Конгресса не закончились. В конце июня стало известно, что конгрессмены хотят инициировать выход Соединенных Штатов из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) — одного из основополагающих элементов стратегической стабильности в мире.

Напомним, что договор запрещает сторонам иметь баллистические ракеты и крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. По сути, он не только выводил Европу из–под российского ядерного удара (в ней уже не располагались американские ракеты, нацеленные на СССР), но и снижал риски начала ядерной войны из-за какой-то случайности.

У противников сохранения договора есть два аргумента. Один, общий, заключается в том, что договор о РСМД устарел. Пока Россия и США возлагают на себя обязательства, соответствующие ракеты развивают противники американцев в мире — например, иранцы, китайцы и северокорейцы. Второй же аргумент частный: по их мнению, исполняют свои обязательства по договору только США. Кремль же якобы нарушает их через создание новой МБР РС-26 «Рубеж», конструкция которой, по мнению американцев, вроде как позволяет поражать цели на расстоянии две тысячи километров. Попытки убедить Москву отказаться от создания этой ракеты ни к чему не привели, поэтому, по мнению одного из авторов инициативы, сенатора Тома Коттона, президент Трамп должен рассмотреть возможность выхода США из договора о РСМД, «а пока США должны разрабатывать и создавать аналогичные системы». Его законопроект подразумевает не только создание систем и новые программы исследований, но и отправку ракет средней дальности союзным странам. Выход же из договора, по мнению аналитика фонда «Наследие» Микаэлы Додж, «пошлет Москве четкий сигнал, что нарушение международных обязательств чревато последствиями».

Европейское «спасибо»

В Москве инициативу Конгресса восприняли, мягко говоря, очень негативно. Во-первых, потому, что Кремль не признает себя виновным в нарушении соглашения, а уж если кого и обвиняет, то сами Соединенные Штаты. Именно США в рамках своей европейской ПРО размещают пусковые установки, которые могут быть легко использованы под ракеты средней дальности (а договоры РСМД запрещает разворачивать инфраструктуру для таких ракет). Однако даже не фоне такого явного нарушения Кремль не бьется в истерике и не выходит из РСМД, ибо осознает, насколько важен этот договор. Да, его не подписали и не соблюдают многие страны, однако даже в нынешнем куцем и устаревшем варианте он является важнейшим средством поддержания стабильности в Европе. «Подобные действия США были бы очень большой ошибкой. В результате в Европе резко возросла бы военная напряженность и под угрозой оказался бы весь режим контроля над ракетно-ядерными вооружениями», — отметил замглавы департамента МИД России по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Владимир Леонтьев.

При этом Кремль уже объявил свои варианты ответа в случае выхода США из договора по РСМД. Так, Москва угрожает в кратчайшие сроки доработать свои ракеты (производство которых было заморожено в конце 1980-х), развернуть их и поставить под прицел европейские страны, в которых размещены военные объекты НАТО.

На первый взгляд Кремль стреляет себе в ногу. Ни для кого не секрет, что восточноевропейские страны постоянно раздувают истерию о российской военной угрозе. До сих пор никаких доказательств наличия этой угрозы не было, однако сейчас получится, что Москва своими руками создает доказательства своих враждебных намерений и тем самым докажет правоту русофобов Прибалтики и Польши. Что, в свою очередь, теоретически может привести к обострению российско-европейских отношений и поставке оружия на Украину.

Однако на деле угроза попадания под перекрестие российских ракет может разбудить Европу, которая поймет, что под перекрестием она окажется не из-за агрессивности Путина, а из-за неразумности США — или, что еще лучше, из-за стремления США сделать ЕС заложником российско-американского противостояния. Поэтому американские эксперты опасаются, что выход США из РСМД может вызвать серьезные проблемы в трансатлантических отношениях, и без того переживающих трудные дни. «Если мы построим ракеты, согласятся ли страны НАТО разместить их у себя? Когда они разместили их в 1983 году, этот шаг едва не расколол альянс, и вряд ли сегодня развертывание этих ракет вызовет меньше противоречий. А если мы не сможем разместить их в Европе или Азии (ни Япония, ни Южная Корея не примут ракеты, нацеленные на Россию), то ракеты средней дальности придется размещать в Форт-Силле, штат Оклахома, где они не будут вызывать особого беспокойства Москвы», — пишет глава отдела по контролю за вооружениями и нераспространения Института Брукингса Стивен Пайфер.

 

Ради свержения Трампа демократы готовы попрать демократию 56-02.jpg ТАСС
Ради свержения Трампа демократы готовы попрать демократию
ТАСС

Сколько можно терпеть?

Господин Пайфер — далеко не единственный американский эксперт, который призывает администрацию не принимать необдуманных решений в отношение РСМД. «Вся система контроля за вооружениями может разрушиться, — предупреждает Ричард Берт, который при Буше-старшем отвечал за переговоры о разоружении с Москвой. — В результате может начаться гонка ядерных вооружений. Поэтому перед тем, как выходить из РСМД, нужно успокоиться и хорошо подумать». Собственно, администрация Трампа уже подумала: ее представители уверяют, что не собираются выходить из РСМД, а хотят лишь поговорить с Москвой на предмет выполнения взятых на себя обязательств. С большой долей вероятности можно заключить, что Договор о РСМД наряду со стоимостью продажи Украины и условиях modus vivendi в Сирии станет одной из важнейших тем на переговорах Путина и Трампа в Гамбурге.

Однако даже если США все-таки не выйдут из РСМД, им не удастся полностью нивелировать репутационный ущерб. Война Конгресса против Трампа сделала Америку слишком ненадежной как для нынешних партнеров, так и для потенциальных. «Вероятность можно просчитывать к рациональным действиям, но когда приходится иметь дело с истерикой, густо замешанной на антироссийской паранойе, то поведение становится непредсказуемым», — отмечает Владимир Леонтьев. Да, сразу после прихода Трампа к власти Москва и Вашингтон заключили негласный договор, в рамках которого Трамп разбирается с внутренней оппозицией, а Россия не вставляет ему палки в колеса и с пониманием относится к различным антироссийским акциям, нацеленным на внутриамериканское потребление и не несущим реального вреда российским интересам (например, к авиаудару по базе Шайрат, согласованному с Москвой). Однако терпение не беспредельно. «Мы, конечно, можем и дальше ждать, пока внутриамериканские страсти улягутся, но такое топтание на месте все-таки считаем непозволительным, ведь на кон поставлено не только то, что касается Москвы и Вашингтона, но и решение задач мирового масштаба, имеющих значение для глобальной безопасности и глобальной стабильности», — заявил помощник Путина Федор Ушаков. Вот бы это еще понял Конгресс.