Деды промышленности выбирают digital

24 июля 2017, 00:00

Американский промышленный гигант General Electric (GE) планирует, что в 2020 году объем продаж разработанного им программного обеспечения достигнет 15 млрд долларов и компания окажется в десятке лидеров рынка. Учитывая, что сейчас топ-10 мировых поставщиков ПО замыкает компания с общей суммой продаж 4,3 млрд долларов, а также успехи продукции GE Digital, эти планы вполне реалистичны.

General Electric: от лампочки Эдисона к API- интерфейсам 03-01.jpg
General Electric: от лампочки Эдисона к API- интерфейсам

Разворот в сторону digital компании, основанной еще Томасом Эдисоном, кажется неожиданным. GE всегда ассоциировалась с первой электрической лампочкой, двигателями для самолетов и переработкой нефти. Отличающийся высокой капиталоемкостью промышленный бизнес не относится к секторам, играющим первые роли в глобальной цифровизации. На рынке доминируют признанные ИТ-лидеры — Microsoft, SAP и Oracle. Однако трансформация вполне закономерна.

По инициативе главы компании Джеффа Иммельта GE одной из первых среди крупных промышленных корпораций пришла к пониманию, что связи между миром интернета и промышленности будут усиливаться. Первые шаги в области промышленного интернета GE сделала еще в 2011 году. Она ставила перед собой амбициозную задачу объединить промышленность и аналитику больших массивов данных. Согласно отчетам компании, создание собственного программного обеспечения для промышленности и аналитика полученных данных дали свои плоды уже в 2013-м. Тогда Иммельт заявил, что GE реализует 24 проекта, которые принесли ей дополнительный доход в размере 800 млн долларов.

При этом если ИТ-гиганты фокусируются в большей степени на технологиях бэк-офиса, то основным проектом GE Digital стало создание операционной системы для промышленного интернета (Predix), которая позволяет партнерам (ими уже стали BP, Exelon и DB Cargo) создавать API-интерфейсы, чтобы эффективнее управлять бизнесом. Это облачная платформа: устройства объединяются в единую систему (m2m), данные с них перенаправляются в облако. После этого компании могут анализировать полученные большие массивы данных и на основе предиктивной аналитики оптимизировать бизнес-процессы.

В 2015 году GE приняла решение объединить все digital-инициативы внутри одного департамента и создала подразделение GE Digital, которое фокусируется на развитии современных цифровых технологий (big data, интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение) и их внедрении в промышленность. По итогам года в GE Digital отчитались о годовых продажах ПО в размере 5 млрд долларов. В том же году была запущена неожиданная рекламная кампания. Главный герой видеороликов, выпускник Оуэн, рассказывает знакомым, что начинает работать программистом в GE. Все удивляются: как же так, ведь это промышленная компания? В конце ролика появляется слоган: «GE. Цифровая компания. А также промышленная компания».

Годом позже, в 2016-м, продажи ПО составили 4 млрд долларов. Снижение было вызвано изменением определения ПО (обновления существующего ПО исключили из статистики GE Digital и перевели в статистику других подразделений).

В последние годы GE активно скупала инновационные ИТ-компании и продавала традиционные подразделения (GE Appliances, то есть производства постэдисоновских лампочек, GE Water и др.). Фактически логика руководства состоит в том, чтобы оптимизировать структуру активов, а развитие цифрового бизнеса может означать стремление создать надстройку для традиционных продаж, улучшить управление, развить новые прибыльные направления и получить возможность собирать данные с партнеров по всему миру.

В GE решили полностью адаптировать компанию к текущим изменениям индустриального и технологического уклада. Не хватает, возможно, одного — полноценного робототехнического подразделения. Вполне вероятно, что такие планы уже есть.